Прочел тему. Эмоций, конечно, у всех много. В общем целиком разделяю позицию Сергея Ливерко. Правила соблюдать надо, какими бы они не были.
Не вникая глубоко (нет под ркой правовой базы, в отпуске я
) попробую расставить точки с юридической точки зрения.
Для начала хочу сказать тем, кто пытался ссылаться на комментарии к КоАП: комментарии правового значения не имеют, кто бы их не написал, за исключением разяснений по вопосам судебной практики, которые дают Верховный, Высший Арбитражный суды в случаях, установленных федереальными конститционными законами. Конституционный суд - тема отдельная, поскольку к его компетенции относится рассмотрение вопросов о соответствии Конституции РФ норм федеральных законов, примененных либо подлежащих применению в конкретном деле.
Во-вторых. Что касается статьи 11.17 КоАП, то должен сказать, буквальное толкование п. 4 указанной статьи, позволяет сделать вывод, что речь в этом пункте идет запрете фотографирования, видео- и киносъемки либо пользования средствами радиосвязи с борта именно воздушного судна. Но суды, при применении указанной нормы, могут обратиться к наименованию статьи "Статья 11.17. Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте" и применит указанную норму расширительно. В противном случае получается ситуация, при которой фотографировать с борта самолета нельзя, а из вагона поезда можно. Абсурд. Суды сочтут этот пробел недостатком законодательной техники и применят норму расширительно. НО!!!! Нужно помнить, что речь в указанной с статье о проведении фотосъемки с БОРТА судна (с ВАГОНА поезда), то есть речь идет о ПАССАЖИРАХ, то есть лицах, купивших билет, то есть заключивших договор перевозки пассажира воздушным (железнодорожным) траспортом. Это следует и из названия статьи, следвательно к лицам находящимся вне борта, вагона, она не распространяется. Вывод: надо различать съемку из вагона и съемку с перегонов, станций, вкзалов и т.д. В первом случае нужно быть готовым к применению ст. 11.17., во втором - она не применима. Но помните, что ответственность, предусмотренную п. ст. 11.1 (Проход по железнодорожным путям в неустановленных местах) еще никто не отменял.
Читая комменты бросился в глаза административно-правовой уклон рассуждений многих авторов. В то же время существует такая отрасль как гражданское право, и с его точки зрения положение фотографов-любителей незавидно. Я говорю о таком институте гражданского права как право собственности. В соответствии с действующим граждаским законодательством и правовой доктриной собственник осуществляет правомочия владения, пользования, распоряжения имуществом своей волей и в своем интересе, это основы основ. Он может уничтожить имущество, продать, обменять, подарить, выставлять на всеобщее обозрение, пользование и и.д. Владея, пользуясь своим имуществом собственник вправе требовать от от всех и каждого не совершать действий нарушающих его интересы. В частности у него может быть такой интерес: не хочу чтоб мое имущество фотографировали. Любой суд станет на его сторону. Я не хочу сейчас писать цивилистические теоритические обоснования, но поверьте, это так. Представьте, у вас свое домовладение. Идет человек и начинает его фотографировать. Вы против. Вам это понравится? Нет, думаю. В можете повесить на заборе табличку со знаком, свидетельствующем о запрете производить съемку. Вы выразили свою волю, она ему известна. И если он фотографирует, то нарушает вашу волю. Последствия съемки - другой разговор. Кому интересно - отвечу потом.
Таким образом: РЖД - акционерного общество, собственник локомотивов, и всего прочего хозяйства, которое мы любим фотографировать. РЖД вправе требовать от нас не фотографировать его имущество без предварительного на то согласия, которое должно выражатья уполномоченными на то его должностными лицами. А мы обязаны соблюдать указанное требование. И больше никак.
Единственное, РЖД должно довести наглядным образом свое требование до сведения всех третьих лиц (на станциях, вокзалах, опорах контактной сети, публикациями в прессе через пресслужбу, на телевидении и т. д.) Именно так поступают в супермаркетах, администрация которых помещает на дверях наклейки с перечеркнутым фотоаппаратом. А РЖД размещает свдения о запрете на съемку лишь кое-где. Да, это их косяк, но мы то с вами и так знаем, что снимать без разрешения нельзя. Ведь знаем же, честно говоря. Воля собственника священа.