Добрый день...
Я конечно предлагал Людиново подумать насчёт универсального тепловоза с одной установкой, а недавно получил официальный документ с хотелками.
...Видимо не я один такой умный /:D/, т.к. об одном дизеле попросил и Заказчик.
Прогресс, ребята, движется куда-то понемногу... ну, и слава Богу! (Ю.Ким)
Подкрутка хорошая вещь. Я ею в своё время занимался. Даже эксперимент был на Коломзаводе (правда уже без меня). Сейчас, когда появились турбокомпрессоры с к.п.д. глубоко за 60% (нам сейчас предлагают ТК с к.п.д. 70%), острая необходимость в подкруте ротора ТК отпадает. Достаточно перепуска воздуха из компрессора в турбину.
Приводной нагнетатель, подкрутка ротора были нужны в эпоху низких к.п.д. агрегатов наддува. Вообще, все известные способы регулирования наддува решали одну задачу - подвода дополнительной энергии к ротору турбокомпрессора.
Эх, жаль эта великая мысля пришла в голову за неделю до защиты диссертации, а то блин... какую науку можно было развить
turbinist писал:
"в статике на частичных тоже провал по альфе имеет место быть. Если б для "посуды" дело было в переходных только, то на хера с регистровой системой возится? не проще бы было ограничится системой подкрутки ротора ТК воздухом?"
Да, провал в статике может быть, если на низкой частоте вращения нагрузить дизель. Самое главное, что без чёрного дыма из трубы он и разогнаться не сможет...
***
был как-то в конце 90-х годов случай:
на Окт ж.д. работали 2М62К с Д49 из первой партии этих тепловозов, ещё как бы не Мичуринские. Дизель нормальный, всё вроде идеально, и вдруг приходит телеграмма во все стороны света (ЦТ, ВНИТИ, ВНИИЖТ, КТЗ и всем остальным), что мол, ваши машки с Д49 сплошное "Г", поезда не возят, раком встают, блин...
ну, вылетела туда комиссия.
Что видят? - тяжёлый поезд тепловоз тащит без проблем, а как только вешают недовесок, то тепловоз не едет, из трубы валит бым паровозный... Долго мудриили, по буксе сапогом били, бибику проверили, потом, один наш спец догадался ,что вопрос в системе управления.
что проиходило... при трогании с места машинист переводит контроллер проходя все позиции. Когда поезд меньшей массы, машинист начинает переключаться через позицию и вот тут-то "умная" мелкопроцессорная система управления соображает, что ей дали какую-то новую нагрузку и делит её на забитое в память время переключения позиций, например, 2с. ну влом было ребятам вешать датчик выхода реек...
Ну и что в итоге? - в два раза большая мощность, отнесённая к тому же времени приводит к тому, что регулятор вытягивает рейки ТНВД на упор и привет... где характеристики пересеклись, там дизель и заткнулся. А генератор это не комплексный трансформатор, при разгоне дизель не разгрузится. В итоге поезд не едет
***
это было к частичным нагрузкам...
Что до регистрового наддува, то это один из интерсных методов регулирования, но приемлем лишь для судовых дизелей. На частичных нагрузках можно повысить давление наддува при незначительном изменении расхода воздуха, что невозможно при использовании одного "большого" ТК. Проблемы возникают при переходе с одного ТК на два или сколько их есть. по логике, подключаемый ТК должен свалиться в помпаж, т.к. противодавление за компрессором в момент пуска выше, чем реализуемое компрессором при пуске. При этом праметры первого ТК будут падать, поскольку часть газов уходит на подключённые ТК.
Но инерция двигателя и валопривода не позволяют просадить частоту вращения дизеля и обеспечивают относительно постоянный расход воздуха (если пренебречь изменением давления в ресивере), т.е. срабатывают откровенным пылесосом, не давая развиться помпажу. Но на тепловозах в силу более частных переходных процессов регистровый наддув НИКТО в мире не применяет!
Возможность подкрутки ротора ТК кстати, ограничена областью помпажа, которая при малых значениях степени повышения давления в компрессоре не сильно изучена, поэтому подкрутку хорошо бы совместить с перепуском воздуха из компрессора в турбину. Именно в таком виде были проведены испытания на Коломзаводе.
Возвращаясь к ТГ16...
предложенный вариант интересен. Это уже похоже на современную машину. Близко к тому, что делают интервенты.