Cap Nemo писал(а):
Вот мы и добрались до первоисточника. Mihak, Вам отдельное большое человеческое спасибо! А я, в свою очередь, открыл Ракова.
1968-69 г.г. - выпущены ТЭ109 (однокузовные) №№ 001 и 002. Октябрь-ноябрь 1969 г. - выпущены 2ТЭ109 (однокузовные) №№ 001 и 002. В конце 1969 - 2ТЭ109-003. Далее, как я понял, эти тепловозы не выпускались в исполнении 1520 до 1977 года, когда был изготовлен 31 тепловоз ТЭ109 для промпредприятий с №№ 003-033. Есть упоминание о выпуске ТЭ109 на колею 1435, но количество отсутствует.
Про Норильск у Ракова ничего не упоминается. Печора до 1971 года, потом Прибалтика.
Теперь вернёмся к Панову. Книга вышла в 1976 году. Выделенное в цитате из книги - вроде бы очевидные недостатки "V-образное расположение панелей радиатора с боковыми проходами". И если вторая часть - это именно потенциальная угроза работоспособности (об этом писал и User - "Если б стоял V-образный холодильник то: Во-первых грязи было по колено вперемешку с маслом".), то первая - здоровью локомотивной бригады.
Главный вопрос - по результатам какой эксплуатации были сделаны эти выводы? К сожалению, кроме книги Ракова других источников у меня пока нет. Получается, что в России 2 тепловоза 2ТЭ109 эксплуатировались в 1970-1971 г.г. в Печоре, самые тяжёлые климатические условия. В Прибалтике и Европе (Германия, как я понимаю) климат значительно мягче - но снег и ветра там бывают.
И в завершение. Интересно было бы узнать, часто ли бригадам Эволюшенов приходится бегать по машинному? И подождём зимы...
Есть такая книжка (или книжища) "Луганские тепловозы 1956-2006. Каталог-справочник" Луганск 2006. Так вот там есть все, что хотели сказать по этому поводу во ВЗОРе.
Я не буду отвлекаться сейчас на количество выпущеных на колею 1435 мм, но если будет интересно, то мы сможем вернуться к этому позднее.
Так вот со страницы 373 начинается глава "Тепловоз 130П".
Текстуха там отчасти веселая: "магистральный тепловз серии 130П мощностью 2233 кВт (3035 л.с.) с электрической передачей переменно-постоянного тока с электродинамическим тормозом и
электрическим отоплением поезда, предназначался для работы с грузовыми, пассажирскими
пассажирскими поездами и маневровой службы на железных дорогах предприятий Министерства цветно металлургии СССР с шириной колеи 11520 мм, габаритом 1Т и 02Т ГОСТ 9238-73 в различных клиатических условиях при температуре окружающей среды от +35 С до -30С.
Пепловз серии 130П создан на базе тепловоза серии 132 (типа ТЭ109), поставляемого в Германскую Демократическую Республику."
Зачем МинЦветмету, скажите на милость, таскать пассажирские поезда да еще с электричским отоплением? То есть берите, что дают, а то и этого не будет, что ли?
И второе место тут - таки все таки на базе 132-го сделан, тогда при чем тут "типа 109"? Все таки ТЭ109 и 132 отличаются друг от друга. Или это такая хитрость была, что бы еще раз не заниматься испытаниями и сертификациями что ли?
А вот что далее написано на этой странице: "В 1977 году были изготовлены 10 тепловозов серии 130П (№ТЭ109-003 по 012) без эдектродинамического тормоза и направлены для эксплуатации в Норилский горно-металлургический комбинат. В 1978 году были изготовлены 21 тепловоз серии 130П с ЭДТ и направлены для экплуатации на металлургические предприятия: г. Свердловск - 4 шт., г. Красноуральск (Сверловской обл.) - 10 шт., Североуральск (Сверловской обл.) - 2 шт., г. Пикалево (Ленинградской обл.) - 3 шт., г. Аральск (Тургайской обл., Казахской ССР) - 1 шт., г. Норильск - 1 шт. Указанным тепловозам были присвоены номера с №ТЭ109-013 - ТЭ109-033.
Тепловозы серии 130П изготавливались по заказу Министрества Цветной мелаллургии, согласно техническим условиям ТУ24-4-474-76 и уточнениям к ТУ от 26 сентября 1977 г."
На последующих страницах с 374 по 379 идут: схема распложения оборудовния, технические характеристики и тяговые характеристики.
Так что 10 штук все таки попали в Норильск в 1977 году, а в следующим к ним добавился еще один.
Ладно, идем дальше - есть такая книга "Baureihen 220, 232/234. Die sovjetischen Dieselloks der deutschen Bahnen", Eckart Weber, Transpress,1996. Так вот там оченно подробно разобрана и расписана как конструкция, так и вся история как создания, так и службы этих тепловозов.
220-е это, естественно, Машки ака Таежные барабаны. А 232/234, соответственно. ТЭ109 во всех ипостасях. В очередной раз пролистал книгу, так вот есть там описание системы охлаждения, есть разрез как раз по этому месту, а вот каких либо слов про снег и заболевания, насколько я еще не забыл немецкий не нашел.
Так что, видимо, Вы правы - выводы в книге под ред. Панова сделаны под впечатлением о эксплуатации двоек в Печоре. Или под влиянием какого-либо анти-ТЭ109 лобби.