Parovoz.COM

Сайт "Паровоз ИС" - российский (и не только) железнодорожный портал.
Текущее время: 24/04/2024 20-09

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 20 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: СЗСЛ-60 или под зеленым светом!
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24/02/2011 17-42 
Оранжевые штаны

Зарегистрирован: 23/11/2008 12-57
Сообщения: 24
Приветствую всех!
Очень давно назрел один вопрос, но к сожалению, ответа на него я не смог отыскать ни в среде железнодорожников (причем даже с весомым стажем!), ни в недрах ВНИИЖТа, ни в многочисленных СНИПах, ГОСТах и прочих ТУ. Многие прочитавшие мою тему скажут, мол озадачился человек какой-то сущей ерундой. Однако, хотелось бы отметить, что в жизни не бывает мелочей, а на железной дороге и подавно. И раз такое явление имеет место быть, тем более не спонтанно и нечаянно, а вполне осознанно и давно, то я думаю, решению этой задачки следует уделить хотя бы немного времени.
Сам я в недалеком прошлом являлся работником МПС (да-да именно МПС, еще до его развала и переименования в РЖД), поэтому многие вопросы относительно организации работы этой отрасли хозяйства мне знакомы и новичком в этой системе я отнюдь не являюсь. Правда сейчас железная дорога уже далеко не та, мощная, дисциплинированная и хорошо отлаженная система, однако многое осталось в почти неизменном виде. Ну хотя бы с техническо-организационной стороны.
Вобщем, что-то я слишком увлекся, а хотелось бы перейти непосредственно к решению вопроса, ради которого я и запостил эту тему. А вопрос состоит в следующем. Наверное, многие железнодорожники и любители железной дороги знают, что в кабинах локомотивов установлены так называемые светильники зеленого света, типа СЗСЛ-60. Правда, например, в ЧС-7 их не было и ихнюю функцию выполнял обычный плафон освещения, расположенный над дверью в кабине и покрашенный зеленым лаком. Но это не суть важно. Так вот, и хотелось бы услышать однозначный и компетентный ответ на вопрос: Для какой цели устанавливались эти светильники и почему светофильтр в них, а соответственно и излучаемый ими свет был зеленым.
Я вполне осознаю, что немногие видели вживую данные элементы кабины машиниста и тем более пользовались ими, однако, наверняка истинные любители железной дороги должны знать о существовании этих приборов, хотя бы из руководств по эксплуатации ТС. Навскидку, могу сказать, что они отмечены в ЭР-2Т (Р), ВЛ-10 и достаточно многих тепловозах.
Светильник небольшой- питание 60 В и лампочка на 5 Ватт. Но почему именно зеленого света?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: СЗСЛ-60 или под зеленым светом!
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24/02/2011 17-51 
Голубые штаны

Зарегистрирован: 06/05/2006 21-43
Сообщения: 2532
Откуда: США, Техас
mandein писал(а):
Но почему именно зеленого света?
А они не в ночное время использовались? Если да, то тогда для неснижения чувствительности ночного зрения.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: СЗСЛ-60 или под зеленым светом!
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24/02/2011 18-05 
Оранжевые штаны

Зарегистрирован: 23/11/2008 12-57
Сообщения: 24
Конечно же в ночное! Только вот с вопросом о снижении ночного зрения ошибочка вышла. Сейчас попытаюсь объяснить. Уже давно установлено, что меньше всего влияет на темновую аккомодацию (то есть, на привыкание глаза к темноте) красная подсветка. Посему, такая подсветка у нас и во всем мире используется в кабинах самолетов и прочих воздушных судов довольно давно.
Зеленый свет для человеческого восприятия самый светлый. Он как-бы ближе всего по спектральному составу к белому, именно поэтому при зеленой подсветке наш глаз лучше всего (разумеется после просто белого) различает предметы. В связи с этим, предложенная Вами концепция не выдерживает критики. Это просто логический вывод, но никак не точное определение назначения этого светильника.
Я вот недавно наткнулся на одном из ресурсов на бурное обсуждение того, зачем при маневрах и проезде по станции в кабине должно быть включено тусклое освещение и открыто окно. Если уж такие моменты возникают в работе локомотивной бригады, то установка оборудования в кабине локомотива уж точно не может быть стихийной или не имеющей под собой утвержденной технической основы. :?:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: СЗСЛ-60 или под зеленым светом!
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24/02/2011 18-22 
Жёлтые штаны

Зарегистрирован: 27/08/2006 09-49
Сообщения: 413
Откуда: Киев
Как гипотезу могу предложить, что зеленый свет в кабине был еще и частью системы светомаскировки. Все-таки не надо забывать, что многое в СССР создавалось именно "на случай нападения вероятного противника"


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: СЗСЛ-60 или под зеленым светом!
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24/02/2011 18-41 
Оранжевые штаны

Зарегистрирован: 23/11/2008 12-57
Сообщения: 24
ЛиС спасибо за предположение! Как-бы две основные гипотезы в разговорах по данному вопросу с бывалыми железнодорожниками были,- одна предложенная Вами, а вторая, что дескать, зеленый свет не сильно раздражает глаза при длительных поездках в ночное время.
В принципе, и та, и другая теории имеют право на существование. Но все же хотелось увидеть нормативный акт, регламентирующий установку и (или) использование вышеозначенной светотехнической арматуры в кабине локомотива. Ну или по возможности услышать более утвердительный ответ, что называется "из первых уст" людей, кто смог бы безапелляционно дать точное определение назначения этого светильника. Вполне может оказаться, что вышесказанное и будет являться точным ответом. Как знать? Думается, что кто-нибудь наверняка знает, для чего он нужен ибо предположительно мог быть связан либо с его эксплуатацией (машинист, помощник), либо с установкой, ремонтом или обслуживанием (электромеханик).
В любом случае, буду премного благодарен всем за любые ответы на интересующий меня вопрос. А вопрос сей не нашел своего логического ответа не много-ни мало, около 15 лет. :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: СЗСЛ-60 или под зеленым светом!
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24/02/2011 22-36 
Голубые штаны

Зарегистрирован: 29/07/2008 21-15
Сообщения: 1921
Откуда: Днепропетровск
Вышеупомянутые светильники устанавливают и в настоящее время к примеру на ДЭ1 при выпуске заводом-изготовителем и на ВЛ8 при выполнении КР на Львовском ЛРЗ, но на ВЛ8 они долго не живут :( Лично у меня есть такой светильник, использую в качестве подсветки по ночам, креплю на магнитах к контроллеру, зеленый свет обеспечивает неплохую подсветку приборов на панели управления и одновременно не утомляет зрение. Что касается освещения в кабине, то у нас обязывают его включать только на стоянке, в ходу и при маневрах верхний свет можно не включать, так что большинство машинистов пользуются подсветками, в основном самодельными.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: СЗСЛ-60 или под зеленым светом!
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24/02/2011 23-41 
Оранжевые штаны

Зарегистрирован: 23/11/2008 12-57
Сообщения: 24
Малыхин Александр писал(а):
Вышеупомянутые светильники устанавливают и в настоящее время к примеру на ДЭ1 при выпуске заводом-изготовителем и на ВЛ8 при выполнении КР на Львовском ЛРЗ, но на ВЛ8 они долго не живут :( Лично у меня есть такой светильник, использую в качестве подсветки по ночам, креплю на магнитах к контроллеру, зеленый свет обеспечивает неплохую подсветку приборов на панели управления и одновременно не утомляет зрение. Что касается освещения в кабине, то у нас обязывают его включать только на стоянке, в ходу и при маневрах верхний свет можно не включать, так что большинство машинистов пользуются подсветками, в основном самодельными.


А не приходилось ли спрашивать у кого-нибудь об истинном его назначении в кабине? Ведь не зря же до сих пор его монтируют при капремонте, тем более, что на сегодняшний день экономят на чем только возможно, однако, с завидным упорством продолжают эти светильники устанавливать.
У меня самого имеется в наличии СЗСЛ-60, в качестве "музейного экспоната", так сказать. Кстати, в свое время было большой проблемой достать это изделие. Просил знакомого инструктора привезти мне такой для коллекции из депо в Калуге. В Москве нигде не смог найти. :(
А так для подсветки приборов и рабочего места, в виду повсеместного отсутствия светильников зеленого света, пользуются в основном светильниками подсветки скоростемера. Его просто "отгибают" в нужную сторону, благо он защищает глаза от непосредственного попадания света своим трубчатым колпаком и имеет гибкую ногу.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: СЗСЛ-60 или под зеленым светом!
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25/02/2011 20-57 
Голубые штаны

Зарегистрирован: 29/07/2008 21-15
Сообщения: 1921
Откуда: Днепропетровск
А вот я как раз никогда не видел светильников подсветки скоростемеров, точнее только на чехах видал когда-то...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: СЗСЛ-60 или под зеленым светом!
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25/02/2011 21-41 
Оранжевые штаны

Зарегистрирован: 11/12/2008 22-41
Сообщения: 24
Откуда: 888 км КБШ
Знающие люди вот подсказывают:
1. При красном можно не заметить сигнал красный
2. Зеленый, поскольку глаз к нему чувствителен, требует меньшей интенсивности


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: СЗСЛ-60 или под зеленым светом!
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25/02/2011 23-09 
Оранжевые штаны

Зарегистрирован: 23/11/2008 12-57
Сообщения: 24
genesis писал(а):
Знающие люди вот подсказывают:
1. При красном можно не заметить сигнал красный
2. Зеленый, поскольку глаз к нему чувствителен, требует меньшей интенсивности


Спасибо! Скорее всего так и есть. Жаль, что не смог найти технический регламент по использованию зеленого света.
То Малыхин Александр: Светильники подсветки скоростемеров в МСК я встречал почти повсеместно. Если отсутствовал сам колпак, то изготавливали самодельный из скрученной тонкой жести. Плюс тумблер включения на нем же. Стояли и стоят даже на маневровых ЧМЭ3. Жаль не получается вставить фото- пишет что-то там переполнено.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: СЗСЛ-60 или под зеленым светом!
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25/02/2011 23-13 
Голубые штаны

Зарегистрирован: 06/05/2006 21-43
Сообщения: 2532
Откуда: США, Техас
mandein писал(а):
Жаль не получается вставить фото- пишет что-то там переполнено.
А Вы разместите на Радикале, а сюда ссылочку.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: СЗСЛ-60 или под зеленым светом!
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25/02/2011 23-31 
Светофильтры на резервном (дежурном) освещении были и сине-зеленые... Достотачно удобно сделано, в плане "ночника". На ТЭПах всегда ими пользовались (сейчас,наверное,уже все разломано и разграблено). Точно на Ваши вопросы ответили бы конкретные специалисты,но к сожалению последнее время не пересекаюсь с ними по работе,как это было раньше...
Требование включать тусклый в кабине на маневрах или при проходе станций-это не законно и отсебятина царьков на местах. Безопасность движения при включенном освещении в ночное время резко снижается и тому пример включенный салонный свет в движущемся автомобиле в темное время суток.


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: СЗСЛ-60 или под зеленым светом!
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26/02/2011 11-46 
Оранжевые штаны

Зарегистрирован: 23/11/2008 12-57
Сообщения: 24
Ну вот попытался разместить фотографии на радикал. Ниже приведены ссылки на фото самого СЗСЛ-60 (для тех, кто его не видел), а также фото кабины тепловоза, где виден светильник подсветки скоростемера, отдельно фотография скоростемера со штатным светильником и картинка из руководства по эксплуатации электровоза ВЛ-10, где изображено расположение светильника зеленого света в кабине.
Светильник зеленого света, как он есть- http://s010.radikal.ru/i314/1102/ea/a6d513f886e1.jpg
Скоростемер с подсветкой- http://s003.radikal.ru/i202/1102/0e/ca729fe71a75.jpg
Кабина ЧМЭ3- http://s40.radikal.ru/i090/1102/53/a1c1b78dd55b.jpg
Ну и наконец, рисунок кабины электровоза- http://s013.radikal.ru/i325/1102/0b/e1b9ef06ce9d.jpg

Приятного ознакомления! Кстати, сразу оговорюсь, что картинки и фотографии не мои и были взяты в сети "на скорую руку" просто, чтобы не быть голословным и все интересующиеся смогли ознакомится с предметами обсуждаемыми в данной теме.
Также буду весьма рад, если кто-нибудь выскажется в этой теме по обсуждаемому вопросу. Пожалуйста, если кто-то обладает еще какой-нибудь информацией по использованию этого зеленого света, прошу не стесняться и высказывать свое мнение или выкладывать документы или ссылки на нормативы.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: СЗСЛ-60 или под зеленым светом!
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26/02/2011 22-59 
Голубые штаны

Зарегистрирован: 29/07/2008 21-15
Сообщения: 1921
Откуда: Днепропетровск
Ну да, точно такие и точно там же светильники устанавливаются и на ВЛ8, такая же схема установки и на ДЭ1. но там есть еще и третий светильник на столике у помощника. Вот только там поголовно сняты зеленые стекла. Правда, сейчас на ДЭ1 стали ставить просто люминисцентные лампы с зелеными колпаками, упомянутые светильники теперь ставят только на столике у помощника...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: СЗСЛ-60 или под зеленым светом!
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27/02/2011 00-45 
Оранжевые штаны

Зарегистрирован: 23/11/2008 12-57
Сообщения: 24
Малыхин Александр писал(а):
Ну да, точно такие и точно там же светильники устанавливаются и на ВЛ8, такая же схема установки и на ДЭ1. но там есть еще и третий светильник на столике у помощника. Вот только там поголовно сняты зеленые стекла. Правда, сейчас на ДЭ1 стали ставить просто люминисцентные лампы с зелеными колпаками, упомянутые светильники теперь ставят только на столике у помощника...

Простите за нескромный вопрос: А кто и зачем снимает с них светофильтры? Или просто так, из хулиганских побуждений?
Жаль конечно, что нельзя прочитать ту документацию, на основании которой до сих пор производится монтаж именно светильников с зеленым светом :cry: Должны же, в конце концов, быть какие-то официальные обоснования?!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: СЗСЛ-60 или под зеленым светом!
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27/02/2011 13-31 
Голубые штаны

Зарегистрирован: 29/07/2008 21-15
Сообщения: 1921
Откуда: Днепропетровск
Лампочки воровать неудобно, наверное...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: СЗСЛ-60 или под зеленым светом!
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 28/02/2011 14-40 
Сиреневые штаны

Зарегистрирован: 09/10/2008 23-34
Сообщения: 242
Откуда: ТЧ-5--Таллинн, ТЧ-1-Одесса
На ТЭП60 такие светильники были за спиной машиниста, над головой. Довольно удобная штука, и пульт освещался и вперёд смотреть не мешала.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: СЗСЛ-60 или под зеленым светом!
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 28/02/2011 14-44 
Сиреневые штаны

Зарегистрирован: 09/10/2008 23-34
Сообщения: 242
Откуда: ТЧ-5--Таллинн, ТЧ-1-Одесса
Посмотрел фотки, не про то. На ТЭПах были плафончики диаметром 10-12 см, провода не торчали.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: СЗСЛ-60 или под зеленым светом!
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 01/03/2011 00-13 
Оранжевые штаны

Зарегистрирован: 23/11/2008 12-57
Сообщения: 24
shunter писал(а):
Посмотрел фотки, не про то. На ТЭПах были плафончики диаметром 10-12 см, провода не торчали.

А плафончики на ТЭПах были зеленые?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: СЗСЛ-60 или под зеленым светом!
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 01/03/2011 21-43 
Сиреневые штаны

Зарегистрирован: 09/10/2008 23-34
Сообщения: 242
Откуда: ТЧ-5--Таллинн, ТЧ-1-Одесса
Да, зелёные.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 20 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 42


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
TopList Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB