В пятницу, 02 декабря 2011 года, после торжественных мероприятий с участием мэра Москвы С. Собянина и начальника столичного метрополитена И. Беседина, открылся новый участок Люблинско-Дмитровской («салатовой» или 10-й) линии столичного метрополитена. Он проложен от действующей станции Марьино под Москва-рекой до новой станции Зябликово через станции Борисово и Шипиловская. На Зябликово построен переход на станцию Красногвардейская Замоскворецкой линии. Протяженность нового участка – 4,3 километра. Все станции, как явствует из официальных источников, выполнены в едином стиле и являются ничем иным, как пусковыми объектами новой программы метростроения, рассчитанной до 2020 года.
Зная о том, что в день открытия работники подземки и милиция не гоняют, ссылаясь на «липовые» запреты, людей с фото и видео аппаратурой, я, после работы, поспешил такой «халявой» воспользоваться. Компанию мне составили жена и сын.
Ближайшая к моему дому станция Шипиловская. Она расположена на пересечении улиц Шипиловской и Мусы Джалиля. Мне до неё, как оказалось, идти пешком всего-то на 100-150 м дальше (+1-2 минуты в зависимости от скорости передвижения), чем до ставшей уже родной Домодедовской. В день открытия новых станций в кассах метрополитена продавались праздничные билеты на две поездки, посвященные этому событию. Правда, в отличие от предыдущего открытия станций на этой же линии (до Марьиной Рощи), когда на каждой станции продавались билеты с изображением этой же конкретной станции, на этот раз памятные билеты были одного вида сразу на весь участок. На нём изображена часть Люблинско-Дмитровской линии с новыми станциями.
Стоит отметить, что на настоящий момент данная линия метро является самой разнообразной по эксплуатируемому на ней подвижному составу. Помимо классических «номерных» вагонов (тип 81-714/717) на ней продолжает эксплуатироваться часть составов «Яуза» (тип 81-720.1/721.1), а также работают «номерные» составы, прошедшие глубокую модернизацию (тип 81-717.6/714.6). Последние, за характерный окрас, неофициально окрестили «ХБР» - хочу быть «Русичем». Составы из вагонов последних двух типов в день открытия ходили (да и сейчас ходят, как я понял) одной пачкой. Так что либо Вам они попадаются сразу и все, либо придётся ждать их оборота через Марьину Рощу. В ту пятницу мне повезло…
С Шипиловской едем в Зябликово. Она располагается на границе районов Зябликово и Орехово-Борисово Южное, недалеко от пересечения улиц Воронежская и Ясеневая в зоне проектируемого автовокзала. Когда-то давно, в бытность единого Красногвардейского района г.Москвы, все прилегающие кварталы относились к жилому массиву Орехово-Борисово. С приходом новой власти, микрорайоны с 9-го по 12-й отошли к новому муниципальному образованию «Зябликово», по имени находившейся когда-то в этих землях деревеньки. Отсюда произошло и название новой станции. Когда на Красногвардейской (имеет мелкое заложение) стали строить лестничный марш под будущий переход ВВЕРХ станции, то я сначала несказанно удивился. Однако потом предположил, что переход планируется по типу Чкаловская – Курская, т.е. через входной вестибюль. Так оно и оказалось. Более того, сама станция Зябликово построена в кривой r=1500 м и снабжена двумя балконами вдоль путей. Правда, балконы эти несквозные, как на Комсомольской КФД, а идут от северного (пересадочного) вестибюля до центра станции, заканчиваясь лестничным спуском на платформу.
Третья станция участка – Борисово – расположена вовсе не в бывшем жилмассиве Орехово-Борисово, а в первом микрорайоне Братеево. Её северный вестибюль расположен недалеко от улицы Борисовские пруды и Хордового проезда, южный выходит к Братеевскому проезду. Хотя лично мне приятно, что прежнее название всё-таки увековечили в названии. Коли есть Орехово, должно быть и Борисово!
В конце своей экскурсии мы всё-таки прокатились под Москва-рекой до Марьино. В сравнении с праздничным (читай: полным) освещением только что открытых станций, освещение последней было весьма приглушённым (читай: максимально экономным), что не могло, в буквальном смысле, не бросаться в глаза!
Помните про неофициальное разрешение снимать только что открытые станции любой аппаратурой? Работает на все 100%! В Марьино к нам тут же подошёл служитель правопорядка. Он был корректен и пояснил, что вот такая как у меня камера (цифрозеркалка) является профессиональной. А, значит, снимать без письменного разрешения руководства метрополитена на неё на станции нельзя! Я попытался «включить дурачка»:
- Дык какая ж это профессиональная камера? – с диким удивлением воскликнул я. – Вот «Никоны» или «Кэноны» с которыми все и всюду ходят, те да: профессиональные. А у меня что, видите?
С этими словами я сую полиционеру свой аппарат.
- Это только видимость профессионального аппарата, а на деле обычный бытовой фотик. Да и стал бы я на профессиональную фотосессию брать жену и сына? – при этих словах мои утвердительно кивнули.
Страж порядка недоверчиво огладывает нашу фотокамеру, потом всех троих, после чего изрекает:
- Хорошо, сейчас я пойду, уточню.
Понятно, что ожидать его возвращения мы не стали.
Кое что почерпнуто отсюда.
P.S. Возвращаясь к планам развития мосметро до 2020 года, можно добавить, что довольно
читабельная схема висела в день открытия на ст. Борисово. Хотя, как мне кажется,
перспективы образца 1985 года были куда как более логичными. Но это уже моё личное мнение.