Как-то наткнулся в форуме RailroadSim на сообщение о том, что в Челябинске остались живые ВЛ22м на станциях Металлургическая и Тракторстрой. Неужели правда? Через две недели, когда к выходным добавился праздничный день, у меня уже был собран рюкзак.
Дорога в Челябинск (можно не читать)
Пятница вечером. Не успел на пригородный Дёма – Кропачёво, который неплохо стыковался с пригородным до Челябинска. Так бы оказался на месте с утра…
С вокзала Уфы доехал до станции Дёма. Это крупнейшая грузовая станция, поезда отправляются из разных парков. Полночи бегал из одного в другой в надежде застопить электровоз: то не брали, то в другую сторону ехали. Ещё началась мелкая морось, которая не так мешала, как навевала нерадостные мысли о предстоящей фотосессии. Как назло, бригады попадались недоверчивые и хамовитые. Наконец, очередной машинист пригласил в заднюю кабину, особо не интересуясь, кто я. А когда узнал о цели поездки, весьма удивился и искренне пожелал удачи.
До Яхино доехали очень быстро, и там я так же легко напросился к следующей бригаде. Пока стояли, обратил внимание на то как в электровоз ВЛ10-334, что стоял на соседнем пути, забралась толпа рабочих. Только тогда дошло, что этот электровоз - не совсем электровоз: вторая секция переделана в пассажирское помещение. Этакий рельсовый автобус. Проник внутрь и сфоткал, чем вызвал у пассажиров бурное обсуждение. Не знаю, чем бы оно закончилось, но «автобус» подал гудок и я в срочном порядке из него выпрыгнул.
А мой электровоз скоро отправился в Златоуст. Ещё он успел пропустить вперёд электричку, но я нисколько об этом не пожалел: приехали почти одновременно, зато в кабине я хорошо выспался, как не смог бы на лавке пригородного. В дороге встретил красивый Уральский рассвет.
В Златоусте меня ждал очередной облом: на следующем перегоне велись работы, и все поезда надолго встали. Электросекция должна быть через два часа, и всё это время ушло на осмотр станции и депо. Обнаружил неиспользуемую ЭР2-361 с гербом СССР и переднюю часть от ВЛ8, переделанную в какое-то помещение.
Моя электричка сильно опоздала, а потом с полчаса стояла на какой-то станции. В Челябинске я оказался уже затемно.
В городе совершил большую ошибку и спросил, как дойти до станции Тракторстрой. Я и сам знал, что надо идти вдоль путей 5 км. Но мне подсказали идти до куда-то, сесть на какой-то автобус. В общем, оказался я в далёком от железной дороги месте, оттуда топал обратно. Потом мне ещё раз подсказали путь, но и эта информация оказалось ложной. Так я потерял часа два.
Когда наконец оказался на пустынной станции, долго искал подъездные пути ТЭЦ-2, не у кого было спросить. Когда всё-таки нашёл, легче не стало: электрифицированная ветка уходила за ворота, закрытые наглухо. Рядом стояла двухэтажная постройка, явно имеющая к этому отношение. Внутри горел свет, играла музыка, но мне так и не открыли и даже не выглянули. Стало понятно, что на этой станции встреча с ВЛ22м не состоится. Да и со станцией Металлургической тоже было неясно. До неё 20 км, да ещё заблудиться можно. О том что туда ездит городской транспорт, я пока не знал. А утром мне уже нужно покидать Челябинск, ведь в планах ещё значился посещение Карабаша и пеший поход по Таганаю!
Тут как раз мимо проехала электричка, на которой я мог бы проехать хоть один перегон (я был слишком далеко от платформы чтобы на неё успеть). Стало грустно, поездка теряла смысл. Тут я заметил на станции одиночный ВЛ10, решил узнать что-нибудь у машиниста. По пути обратил внимание, что он какой-то необычный. Вместо ТВЗшных каракулей впереди красовался Российский флаг, на окнах были занавески. Машинист очень удивился, что я из Уфы и приехал ради электровозов. Обрадовал меня, что не зря приехал! На Металлургической они до сих пор разъезжают! А когда я решительно стал расспрашивать про дорогу до станции, он немного подумал и пригласил меня в кабину. Оказывается, он как раз туда и направлялся! Вот это было везение!
На удивление, он пригласил меня в переднюю кабину на место помощника. Электровоз обслуживался «в одно лицо», был оборудован ТСКБМ. В кабине оказалось непривычно красиво и чисто, сразу видно - закреплённая машина! Машинист подробно объяснил, где искать электровозы и как уезжать завтра. Так же сообщил, что возможно на путях «Минплиты» работают ТЭ3. Скажу сразу, эту информацию проверить не удалось.
Вскоре я уже шёл по станции Металлургическая в сторону заводских путей. Последнее препятствие на пути – остановил ВОХР. Ограничился поверкой документов, краткой нотацией на тему «посторонним здесь находится нельзя». Зато объяснил, на каком автобусе завтра можно будет уехать, и провёл до бетонки, которая шла вдоль станции в сторону комбината. Финишная прямая длиной в километр, и я в здании заводской станции.
Встреча с электровозами(можно не читать)
Дежурная была очень удивлена моему появлению, поначалу отнеслась с недоверием. Однако я быстро убедил, что не террорист и интересуюсь их уникальными электровозами. Неужели наши электровозы настолько редкие? - недоумевала дежурная, – у нас их штук 15, только такие или нет? Тут уже и я засомневался. Неужели такое возможно? Целых 15 ВЛ22м в 2007 году! А пока она предложила посидеть в комнате приёма пищи. Посещение этой комнатки оказалось весьма кстати. Минут через пятнадцать дежурная предложила выйти на такой-то путь. Недолгое ожидание - и вот, вдали раздаётся шестиосный перестук, из темноты появляются огни. Сомнения позади, это ВЛ22м! Электровоз остановился, и меня пригласили в кабину.
Машинист оказался дружелюбным и разговорчивым. Вот что я узнал и увидел. На комбинате 15 или 16 ВЛ22м, они используются в маневровой работе наравне с тепловозами (ТГМки, ТЭМ1, ТЭМ2, ТЭМ18Д). Станция по заводским меркам большая, поэтому работы хватает всем. Для электровозов есть и поездная работа – путь на карьер (?) длиной 5 километров с уклоном 15‰. Раньше несколько пар машин работали по СМЕ, сейчас системы расцепили, и подъём составы преодолевают с толкачами. Разрешённая скорость 25-40 км/ч, но это лишь условно, так как ни на одной машине я не встретил рабочего скоростемера. Составы таскают серьёзные – бывают и по 6000т. При мне ВЛ22м-1244 лихо потащил пятитысячный, причём этот электровоз временно был «инвалидом»: не работал один из шести ТЭДов и отсутствовали некоторые реостаты. Поэтому при трогании он порядочно подёргался, ток превысил 200А.
Что касается технического состояния машин, я услышал два мнения. Один машинист утверждал, что электровозы невероятно надёжные, ремонт требуется редко и проводится своими силами. Одна машина используется в качестве донора запчастей. По словам другого машиниста, многое давно пора заменить, но на это НЕ ХОТЯТ выделять деньги. В частности он привёл пример с компрессорами: на многих локомотивах они родные и порядком изношенные. Чтобы прокачать состав требуется очень большое время, поэтому автотормоза используются только на пути в карьер. В основном туда посылают электровозы с новыми компрессорами. И, конечно же, машинист не забыл о проблеме всех 22-ых: дверь спереди. Хоть три печки работают исправно, зимой в кабине холодно. Однако, несмотря на пессимистичную оценку состояния электровозов, по его мнению, они проездят ещё лет десять!
Окончание поездки (тоже можно не читать)
С разрешения всё той же дежурной переночевал в раздевалке для рабочих. Несмотря на то что было далеко за полночь, и усталость валила с ног, долго не мог заснуть под впечатлением увиденного. Пару раз, заслышав шестиосный перестук, вставал и подбегал к окну убедиться, что это ВЛ22м! Казалось, время повернуло вспять лет на двадцать!
На утро сделал пять кадров, два из которых получились. Меня неоднократно предупреждали об охране и я решил больше не рисковать. К тому же торопился на пригородный до Кыштыма. Станцию покинул до рассвета, о чём немного жалею: хотелось бы поснимать электровозы при свете дня. Потом с двумя пересадками доехал до ст. Шагол, затем на пригородных до Кыштыма, потом до Карабаша. Доснимал несколько оставшихся кадров, но не смог потом купить плёнку.
Автостопом добрался до пос. Новоандреевка, оттуда до небольшого живописного посёлка Тыелга. Здесь начался пеший поход по Таганаю. Маршрут до Златоуста 35-40 км планировал пройти за остаток дня, ночь и утро. Но переоценил силы, и темнота настигла меня на подходе к перевалу через хребет Ицыл. Пришлось переночевать, благо всё необходимой для этого имелось.
Той ночью пошёл снег! Он сопровождал меня и утром и днём, когда я снова был в пути. Наконец-то началась зима, моё любимое время года! Природа словно преобразилась, вокруг всё стало белоснежным, блестящим! Иногда сквозь просветы в облаках пробивались солнечные лучи, и взору открывались великолепные горные виды! Было сказочно красиво!
Однако я опаздывал. Хоть в Златоусте нисколько не ждал, а сразу напросился в кабину ВЛ10, которому уже горел зелёный сигнал, в Кропачёво оказался уже после того как уехала последняя электричка. Пришлось опять ехать в электровозе, и в Уфу я попал не поздно вечером, как планировал, а рано утром.
Что сказать, поездка удалась! От всей души благодарю всех, кто помогал мне в пути, а также посетителей форума RailroadSim Костика и 2ТЭ10В за информацию об электровозах!