Счётная палата проверила как эффективно расходуются средства ФНБ на приобретение локомотивов РЖД. Результаты мягко говоря отвратные.
Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка использования средств Фонда национального благосостояния, направленных на финансирование инфраструктурного проекта «Приобретение тягового подвижного состава» (далее – Проект).
Объекты контрольного мероприятия: ОАО «Российские железные дороги».
Проверяемый период: 2015 год, при необходимости более ранние периоды.
С докладом выступил аудитор Валерий Богомолов.
Краткие итоги:
1. На реализацию проекта ОАО «РЖД» получено из средств ФНБ 60,2 млрд. рублей, что соответствует Паспорту проекта. Паспортом проекта на 2015-2017 годы предусмотрен объем капитальных вложений в сумме
203,6 млрд. рублей, в том числе в 2015 году за счет средств ФНБ - 60,2 млрд. рублей.
2. Израсходовано 57,4 млрд. рублей, неиспользованный остаток составил 2,8 млрд. рублей, или 4,6 % предоставленных средств ФНБ. По указанным остаткам ОАО «РЖД» были получены проценты от их размещения на банковских счетах. По состоянию на 1 января 2016 года сумма процентов составила 1,03 млрд. рублей. «Полученные средства, - подчеркнул аудитор, - используются ОАО «РЖД» на обеспечение своей хозяйственной деятельности. Причем аналогичная ситуация наблюдается и по другим проектам, реализуемым РЖД за счет средств ФНБ, что говорит о необходимости нормативного определения направлений расходования средств, получаемых Обществом от размещения остатков средств ФНБ».
3. В ходе проверки также был выявлен ряд иных существенных нарушений и недостатков, в том числе при оформлении Паспорта проекта.
4. По предложению ОАО «РЖД» в Детальный план включалась большая потребность на приобретение локомотивов, чем было предусмотрено условиями договоров и установленной ценой на локомотивы. Так, на приобретение 5 локомотивов ТГ16М в проект Детального плана ОАО «РЖД» было заложено 953 млн. рублей, при фактической их цене в 731 млн. рублей. «
Завышение потребности на 222 млн. рублей привело к созданию скрытого резерва, использованного впоследствии на приобретение дополнительных локомотивов сверх количества, установленного паспортом проекта», - отметил Валерий Богомолов. В соответствии с Паспортом проекта за весь период его реализации предусмотрена закупка
1508 локомотивов, в том числе в 2015 году за счет средств ФНБ –
467.
5. Среди недостатков на Коллегии было отмечено включение в Детальный план поставки двух локомотивов, не имеющих сертификата соответствия Таможенного союза на серийный выпуск. По словам аудитора, приобретение таких несерийных локомотивов за счет средств ФНБ является неэффективным использованием бюджетных средств, так как ввиду рисков технических неисправностей не гарантирует достижение основной цели Проекта - обеспечения бесперебойной перевозки грузов и пассажиров, а также безопасности движения поездов. «
В дальнейшем, - подчеркнул Валерий Богомолов, - приобретение таких локомотивов должно осуществляться «РЖД» за счет собственных средств с отнесением рисков и последствий недостижения запланированных результатов на деятельность Общества». Речь я так понимаю идёт про покупку и постановку на баланс ГТ1h-002 и ТЭМ19-001. Нафига их за средства ФНБ оформляли - не ясно. Теперь у счетоводов вопросы.
6. Результаты проверки также свидетельствуют о низком качестве поставляемых локомотивов. «Несмотря на наличие на заводах-изготовителях приемщиков продукции от ОАО «РЖД», контролирующих процесс производства,
в 2015 году по закупленным локомотивам было оформлено 467 рекламаций по причине неисправности отдельных деталей и узлов», - отметил Валерий Богомолов. Тут бы комментарий товарища Ламкина получить, в частности по каким сериям больше всего рекламаций составили. Чую в лидерах по тепловозам будет ТЭП70БС, у них давние проблемы. Помнится на дне качества ТМХ в конце 2014 г. Коломне с их ТЭП70БС устроили разнос.
7. Остается высокой доля импортных комплектующих в производимых российскими предприятиями локомотивах.
По некоторым сериям локомотивов импортозависимая продукция достигает 60-80% стоимости. При этом запланированные ОАО «РЖД» темпы снижения объемов приобретения импортных комплектующих не позволят обеспечить полную независимость Общества от импорта в период реализации проекта. 60% - это полагаю ЭП20, а вот что за такое чудо, где импорт составляет 80%? По-моему аудиторов ввели в заблуждение.
Подробнее обо всём на сайте Счётной Палаты РФ:
http://www.ach.gov.ru/press_center/news/26116Чую весело будет после 2017 г. Получается за счёт средств ФНБ купили в 2015 г. 467 ед., а на средства РЖД
33 ед. Если не будет подкачки госсредств всё наше транспортное машиностроение упадёт, а у РЖД опять начнёт расти % физического старения парка. Ужас, раньше ведь без ФНБ штурмовали высоты в 500-600 локомотивов (Вспомним рекордный 2013 г.), а теперь жалкие 33 ед.