Мои институтские конспекты по композиции на лекциях фотомастерства.
Надеюсь, что многим будет интересно, а кому-то и полезно. Сразу хочу оговориться, что правила и законы композиции не обязательно применять - это не математика. Но все нижеперечисленное помогает улучшить зрительное восприятие фотографии и ее воздействие на человека.
Начну с братьев Люмьер. Оказывается, что братья Люмьер ошиблись, создав экран горизонтальным. Психологи доказали, что наилучшей формой для восприятия является вертикальный прямоугольник с соотношением сторон 1:1,617.
http://ryzhik75.narod.ru/01.jpg
Кстати, неправда ли символично, что первый фильм в истории человечества был именно "Прибытие поезда на вокзал Ла Сиота" или , как его просто называют "Прибытие поезда"?
Что такое композиция? Композиция - целевая организация всех элементов зрительной формы, для выражения идеи произведения. Поэтому не важно какую фотографию вы делаете: художественную, информативную или техническую. Все должно работать на улучшение восприятия зрителем.
Законы композиции.
1. Закон целостности - ни одна чась целого изображения не может быть изъята или заменена без ущерба для этого целого; части не могут меняться без ущерба для изображения; ни один новый элемент не может быть присоединенным к целому без ущерба для изображения. Другими словами, если Вы убирате часть снимка или добавляете, что-то лишние и, при этом, настроение кадра или его смысл изменяется, то целостность кадра нарушена. Каждый объект в кадре должен работать. Как и ружье у Станиславского. Проще всего проверить целостность вашей фотографии - это закрыть рукой часть кадра, которая вызывает сомнение. Если после этого кадр стал выглядеть лучше, смело обрезайте ненужную часть.
2. Закон типизации - каждый снимок должен нести элементы типичные для того действия, что мы снимаем.
Золотое сечение.
Его открыл Леонардо да Винчи на подсознательном уровне. И только через несколько столетий ученые доказали, что человеческий мозг считывает полученную информацию именно по теории Золотого сечения. Изображение делится двумя воображаемыми вертикальными линиями и двумя горизонтальными.
http://ryzhik75.narod.ru/02.jpg
Пересечения линий называются активными точками Золотого сечения. Активные точки идут против часовой стрелки, начиная с верхнего правого пересечения. Так мозг считывает информацию с изображения. Это происходит на подсознательном уровне и человек не замечает этого при просмотре изображения. Мозг человека лучше всего считывает информацию именно с этих точек. Поэтому основные предметы лучше вего размещать в активных точках. Меньше всего человек обращает внимание на предметы, расположенные в ЦЕНТРЕ кадра. В цетре можно располагать основной предмет, только если он сильно контрастирует с фоном. Например: одинокая фигура человека в пустыни.
Выразительные средства
1. Кадрирование по площади и по глубине кадра.
2. Наличие СВКЦ (сюжетно-важный композиционный центр).
Акцентирование внимания СВКЦ в одной из точек золотого сечения
Размещение СВКЦ на переднем плане.
Размещение СВКЦ в зоне самого светлого или самого темного.
Выделение СВКЦ светом или цветом.
Линейное строение кадра, в котором линии строятся на СВКЦ.
Извините, что привожу пример на своих снимках, в них ничего особенного нет, просто можно сравнить исходник с обработанной фотографией. В первом случае(исходнике)
http://ryzhik75.narod.ru/DSCN1616.JPG
олень находится вцентре кадра. Вокруг мног лишнего, что отвлекает и рассредотачивает внимание. Нет концентрации на олене. В обработанной фотографии
http://ryzhik75.narod.ru/1616new.jpg
голова оленя и поезд находятся близко к первой точке золотого сечения, а рельсы, идущие из угла кадра выводят Ваш взгляд точно на оленя. В этом кадре все работает и нет ничего лишнего.
3. Заполнение площади кадра: равномерное и неравномерное.
4. Симметрия и ассиметрия.
5. Строй кадра с чередующимися элементами (лестница, очередь и
т.д.). Размещение СВКЦ в разрыве чередующегося ряда или в нем
самом. (Это элемент можно обыгрывать со столбами контактной сети)
6. Уравновешенность и неуравновешенность кадра.
http://ryzhik75.narod.ru/03.jpg
http://ryzhik75.narod.ru/04.jpg
7. Замкнутость и разомкнутось.
а. По графическому построению кадра.
http://ryzhik75.narod.ru/05.jpg
http://ryzhik75.narod.ru/06.jpg
б. По выражению действия в кадре.
http://ryzhik75.narod.ru/07.jpg
http://ryzhik75.narod.ru/08.jpg
8. Передача пространства: линейная перспектива, тональная
перспектива, глубина резкости.
9. Фрагментирование.
10. Деталь.
11. Колорит.
12. Световое решение снимка: светотеневой, светотональный,
цветовой.
13. Динамика: внешняя, внутренняя (состояние человека, напряжение)
14. Ракурс и точка съемки (верхняя, средняя, нижняя).
здесь хотел обратить Ваше внимание на неправильное использование слова Ракурс. Ракурс- изменение расстояния линейных объектов, искажение размера объектов из-за угла съемки. Большинство произносит этот термин совершенно невпопад, как буд-то не понимая значения этого слова. Даже, если Вы снимаете с рельса- это не ракурс, а просто нижняя ТОЧКА СЪЕМКИ. Большинство участников Паровоза начинают возмущаться или иронизировать, если кто-то неправильно употребляет ж.д. термины, но почему-то сами употребляют фото термены неправильно и, при этом, считают себя не плохим фотографом. Также про кадр не говорят скомпанован. Кадр может быть выстроен или построен, но никак не скомпанован. По смыслу - это так же, как бабулька говорит человеку с видео камерой: Ой, милок, сфотографируй меня...
Извините, что отошел от темы. Просто решил воспользоваться случаем.
15. Момент съемки.
16. Нюанс- тонкое отличие, едва заметный переход от одного к
другому.
17. Подобие.
Дополнительные выразительные средства
18. Восходящая и низходящая диагонали.
Восходящая (правая) диагональ
http://ryzhik75.narod.ru/09.jpg
идет из левого нижнего угла в правый верхний. Она передает настроение радости, веселья. Потому, что подсознательно воспринимается как позитивная.
Низходящая (левая) диагональ придает фотографии оттенок грусти, усталости, волнения. Потому, что воспринимается нами пессимистично.
http://ryzhik75.narod.ru/10.jpg
19. Линия Хогарта (С-образная линия).
http://ryzhik75.narod.ru/13.jpg
20. Диагональ правого угла с точкой.
http://ryzhik75.narod.ru/11.jpg Считается, как я уже говорил, что взгяд человека идет по изображению сверху вниз, против часовой стрелки. Диагональ с точкой завершает просмотр изображения. Так же как в письме- черта и точка, конец произведения. Нам рассказывали об этом на примере одной фотографии, занявшей первое место на большой фотовысавке.
Фотография простая: девочка сидит на траве. К сожалению могу представить только схему фотографии.
http://ryzhik75.narod.ru/12.jpg
Нарисовано не совсем точно, но смысл понятен. Дело в том, что голова девочки находится в первой точке золотого сечения, а ноги, идущие по диагонали, и желтый лист у ног девочки, который ярко контрастирует с зеленой травой, образуют диагональ правого угла с точкой. Полностью законченная композиция.
И еще пару советов. Плохо размещать линию горизонта по центру кадра. Тем самым Вы разбиваете кадр на две части, что приводит к потере целостности кадра. Линию горизонта надо размещать в одной трети кадра - сверху или снизу, в зависимости от ситуации и смысловой нагрузки кадра. Тоже относится и к вертикальным объектам: столбам, деревьям и пр. на переднем плане.[/url]