В прошедшую среду на заседании правительства было принято
решение о начале строительства железнодорожной линии Кахул -
Джурджулешть. К концу 2008 г. железнодорожная ветка должна
быть сдана в эксплуатацию. На специальном заседании у
президента в начале мая Владимир Воронин распорядился не
тянуть со строительством этого важного объекта, которому
должен быть придан статус объекта национального значения.
Реализация этого проекта приведет "к активизации социально-
экономического развития южных регионов, в том числе и
Гагаузии". С другой стороны, участок Кахул - Джурджулешть
будет "содействовать эффективности Джурджулештского
международного свободного порта".
Кстати, перед тем, как пойти на заседание кабинета
министров, премьер Василий Тарлев провел рабочее заседание
по выполнению инвестиционных проектов в Джурджулешть. В этой
встрече приняли участие и инвесторы - голландская "Easeur
Holding" BV. Василий Тарлев заявил, что его не устраивают
темпы реализации инвестиционных проектов. В связи с чем
чиновникам поручено устранить все бюрократические препоны.
Например, минпром должен в течение 10 дней представить
график работ по проведению к Джурджулештам высоковольтной
ЛЭП.
Но вернемся к железной дороге. Протяженность ветки Кахул -
Джурджулешть будет составлять 50 км, вернее 49 км 870 м.
Строиться она будет в два этапа - сначала станция в
Джурджулешть, потом сама железная дорога. Ориентировочная
стоимость проекта 837 млн леев. 100 млн, по словам министра
транспорта и дорожного хозяйства Василия Урсу, уже
предусмотрены в бюджете (на выкуп у собственников
сельхозземель, по которым проляжет дорога, - более 120 га).
Оставшиеся 700 млн правительство собирается получить в виде
кредита Европейского банка реконструкции и развития или
Европейского инвестиционного банка. Когда проект будущей
стройки пройдет экспертизу (она должна завершиться к концу
мая), будет объявлен международный тендер по отбору
компании- подрядчика.
Колея будущей железной дороги до Джурджулешт будет обычной -
широкой. А вот судьба первой молдавской дороги на
европейской колее, к тому же электрифицированной - Унгень -
Кишинев - должна решиться в течение ближайших двух лет.
Этому проекту уже лет 10. В свое время "дочка"
мультинациональной транспортной корпорации "Militzer&Munsh",
предлагавшая взять все грузовые перевозки в концессию,
обещала электрифицировать дорогу от Унгень до Бендер и
повысить скорость поездов до 90-120 км. В 2002 г. в Кишинев
приезжала делегация Румынских железных дорог, которая была
готова за 250 млн евро построить дорогу Унгень - Кишинев в
европейском стандарте. Но не сложилось. Теперь, по словам
Василия Урсу, к делу подключились чехи - создана рабочая
группа из молдавских и чешских специалистов, которая в
течение двух лет должна разработать проект и определить
источники финансирования узкоколейки.
На этой неделе министры также учредили новый праздник - 17
мая в Молдове будет отмечаться как Всемирный день
электросвязи и информационного общества (вместо дня
работника телесвязи). И вдвое увеличили минимальную
зарплату. С 1 апреля минимальный оклад, который обычно
используется для экономических подсчетов, будет составлять
не 200 леев в месяц, как сейчас, а 400. Или 2,37 лея в час.
Как заявил министр экономики и торговли Игорь Додон, это
сделано для корректировки некоторых рассчетов, в том числе
для выплаты пособий. На систему оплаты труда это никак не
повлияет. К примеру, в реальном секторе экономики
минимальный оклад сегодня составляет 700 леев. К тому же в
минэкономики сейчас обсуждается возможность его увеличения
до 1000 леев.
Премьер-министра такие рокировки не совсем устроили. Василий
Тарлев сказал, что правительству не обязательно диктовать
правила игры хозяйствующим субъектом. Они могут сами
определять, сколько платить своим работникам, тем более что
и 1000 леев не достаточные по нынешним временам деньги.
Кроме того, премьер предложил в течение месяца
реформировать всю систему статистики и подсчета и понятием
"прожиточный минимум" заменить применяемые сейчас
словосочетания "минимальная потребительская корзина" и
"минимальная заработная плата".
Очень скоро в рамках Таможенной службы появится т.н.
Таможенная интегрированная информационная система (ТИИС). Ее
базисом станет широко разрекламированная в свое время
система Asicuda Word. В этот "скелет" будут добавлены другие
программные продукты "специфичные для таможенной
деятельности в Молдове". В общем, современные технологии и
дальше будут проникать в молдавскую таможню; качество
"операций контроля и слежения всех типов" повысится; обмен
информацией с "внешними структурами, в том числе и
зарубежными" усовершенствуется; а система защиты информации
таможенных органов РМ "станет единой".
Сколько будет стоить Таможенная интегрированная
информационная система в документе, естественно, не
говорится. Таможенной службе лишь поручено в течение 3
месяцев внедрить все необходимые программные продукты для
доступа к ТИИС центральных органов публичного управления.
Другая информационная система - дактилоскопический регистр -
будет действовать в рамках МВД. Правительство утвердило
концепцию этой информационной автоматизированной системы и
план действий до 2012 г.
Одобрил кабинет министров и введение новых штрафных санкций.
Итак, незаконный импорт, экспорт, реэкспорт или транзит
животных и растений грозит гражданам штрафом от 20 до 50
условных единиц, а для должностных лиц - от 100 до 200 у.е.
Естественно, с конфискацией бедных зверюшек. При добывании
или уничтожении животных, внесенных в Красную книгу РМ или
в международные каталоги исчезающих видов, штраф для рядовых
граждан будет таким же, а вот для должностных лиц - от 100
до 300 у.е. Причинение боли, страданий или инвалидности
подопытным животным или их выпуск на свободу грозит
санкциями от 100 до 500 условных единиц, неоплачиваемым
трудом в пользу общества на срок от 180 до 240 часов или
годом заключения. Юридическим лицам за это придется выложить
от 500 до 1000 у.е. с лишением права заниматься
деятельностью по использованию животных в экспериментальных
или научных целях на 1-3 года. Правда, с новыми штрафами еще
должен согласиться парламент, но таковы директивы ЕС.
В среду правительство решало и кадровые вопросы. Место
гендиректора Агентства по интеллектуальной собственности
(AGEPI), пустовавшее почти полтора месяца после увольнения
Штефана Новака, перестало быть вакантным. Его заменит Дориан
Кирошка, который до сих пор занимал пост заместителя
гендиректора AGEPI и руководил департаментом по защите
авторских и смежных прав. Так что "вживаться в образ" новому
гендиректору не придется. Тем более что лет пять назад
магистр права Дориан Кирошка возглавлял Агентство по защите
авторских прав (было у нас такое).
И еще несколько новостей из "отдела кадров": у Молдовы скоро
будет новый посол при Европейском союзе. Прежний, Еуджен
Карпов был отозван президентским указом в марте при весьма
туманных обстоятельствах. Теперь правительство предлагает,
чтобы интересы РМ в Евросоюзе представляла Даниэла Кужбэ.
Будущему послу 28 лет, в министерстве иностранных дел она
работает с 2003 г. и до сих пор возглавляла МИДовское
управление политического диалога с ЕС. На такие должности
обычно назначают более "прожженных" дипломатов. Но,
наверное, правительству и МИДу виднее. Остальная
дипломатическая хроника этой недели выглядит так: посол РМ в
Румынии Лидия Гуцу будет по совместительству представлять Молдову и в Черногории, а Яков Тимчук кроме Китая - в Южной
Корее
|