Parovoz.COM

Сайт "Паровоз ИС" - российский (и не только) железнодорожный портал.
Текущее время: 19/01/2019 21-26

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Первая железная дорога в Крыму
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 13/09/2014 17-44 
Оранжевые штаны

Зарегистрирован: 24/10/2006 03-10
Сообщения: 32
Принято считать, что сабж'ем является Лозово-Севастопольская железная дорога. В частности, наш Феррохронограф об этом пишет:
14 окт. 1874 г. Открыто правильное движение по участку Мелитополь – Симферополь (229 вёрст 401 сажень) Общества Лозово-Симферопольской железной дороги
Не смею с этим спорить. Это правда. Но не вся...
Онлайн-гвзета "Меридиан" (Севастополь) http://meridian.in.ua/news/553.html утверждает, что первая ж.д. в Крыму появилась двумя десятками лет раньше.

8 февраля 1855 года по инициативе частной английской фирмы «Пето, Брассей и компания» началось строительство первой в Крыму железной дороги для доставки орудий и снарядов к местам осадных работ. 19 января 1855 года в Балаклаву из Англии прибыла первая партия рабочих с главным инженером Джеймсом Бэтти, оттуда же доставили 1800 тонн рельсов, 6000 шпал, 300 тонн досок и около 2000 тонн различного груза, включая подъемные краны, вагоны-платформы, вагонетки и даже машины для забивания свай. Строительство завершили за семь недель - к 26 марта 1855 года.

Железная дорога проходила вдоль западного берега Балаклавской бухты. Затем двойная колея шла до села Кады-Кой, поворачивала налево, огибая Французский холм, шла до перекрёстка грунтовых дорог, где сейчас 10-й километр Балаклавского шоссе, проходила мимо хутора генерала Бракера и доходила до Воронцовского шоссе (старая Ялтинская дорога). Традиционно считалось, что длина железной дороги составляла семь миль, то есть 11 километров. Но, по мнению английского инженера Брайена Кука вместе с ответвлениями железная дорога была в два раза протяженнее - около 14 миль (22,5 км).

Вагонетки с грузом передвигались мулами и лошадьми со скоростью 20 миль (около 32 км) в час. Для ускорения перевозки грузов из Великобритании доставили паровозы, каждый из них имел название: «Содружество», «Победа», «Лебедь» и «Чёрный бриллиант».
После окончания Крымской войны железную дорогу разобрали и продали турецкой компании. По одним сведениям, это сделали сами англичане, по другим, - русские.
В 1856 году перед уходом из Крыма англичане на скале в районе Кады-Коя установили мраморную доску с мемориальной надписью в честь постройки железной дороги, но уже летом 1860 года, её вырвали из скалы и разбили. По объяснению Таврического гражданского губернатора генерал-лейтенанта Г.В. Жуковского, это сделали по личному приказу Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора графа А.Г. Строганова.

Подготовила ОЛЬГА СМИКУЛИС.


В тексте выделены места привязки трассы к современным объектам (село Кады-кой это, видимо, нынешний микрорайон Кадыковка).
Ни слова не говорится о колее. Но можно предполагать, что это 1435 -- строили англичане, в т.ч. и паровозы были из Англии.


Последний раз редактировалось Александр Мерщиков 14/09/2014 11-59, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Первая железная дорога в Крыму
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14/09/2014 06-11 
Жёлтые штаны

Зарегистрирован: 21/02/2006 11-55
Сообщения: 431
Откуда: пустое место
Александр Мерщиков писал(а):
к 26 марта 1855 года.
Затем двойная колея
Ни слова не говорится о колее. Но можно предполагать, что это 1435 -- строили англичане, в т.ч. и паровозы были из Англии.
совершенно не факт, в это время в Англии идет "битва за ширину колеи", так что .. тем более что в тексте есть "двойная колея".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Первая железная дорога в Крыму
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14/09/2014 11-02 
Оранжевые штаны

Зарегистрирован: 24/10/2006 03-10
Сообщения: 32
Цитата:
совершенно не факт

Я и не выдаю это за факт. Это лишь моё предположение.

Цитата:
в это время в Англии идет "битва за ширину колеи", так что ..

эта "битва" к 1855, насколько я знаю, уже закончилась -- с 1846 стефенсоновская колея была принята в Англии как стандарт.

Цитата:
тем более что в тексте есть "двойная колея".

"двойная"... Вы относите это к ширине колеи? Тогда что есть колея одинарная? Сколько в миллиметрах, дюймах, локтях?..
"Двойная", как мне кажется, это не о ширине, а о "количестве колей". То есть, говорится о банальной двухпутке...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Первая железная дорога в Крыму
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14/09/2014 19-38 
Голубые штаны

Зарегистрирован: 06/05/2006 21-43
Сообщения: 2516
Откуда: США, Техас
user5971 писал(а):
Александр Мерщиков писал(а):
к 26 марта 1855 года.
Затем двойная колея
Ни слова не говорится о колее. Но можно предполагать, что это 1435 -- строили англичане, в т.ч. и паровозы были из Англии.
совершенно не факт, в это время в Англии идет "битва за ширину колеи", так что .. тем более что в тексте есть "двойная колея".
Тем более, что "железная дорога для доставки орудий и снарядов к местам осадных работ" вполне себе (и англичанам) могла быть и узкоколейной. ЧТо вполне возможно для временной по своей сути дороги.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Первая железная дорога в Крыму
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14/09/2014 21-40 
Оранжевые штаны

Зарегистрирован: 24/10/2006 03-10
Сообщения: 32
Иван Андреев писал(а):
Тем более, что "железная дорога для доставки орудий и снарядов к местам осадных работ" вполне себе (и англичанам) могла быть и узкоколейной. ЧТо вполне возможно для временной по своей сути дороги.

Конечно, могла быть! Повторюсь, "Меридиан" о ширине колеи не говорит ни слова. Но нежелезнодорожному изданию простительно не замечать такие мелочи...
Но это совсем не мелочи для Феррохронографа, и пробел с шириной колеи, как и временность этой дороги, не оправдывает его полного молчания. Считаю, что данная дорога вполне заслуживает упоминания о ней в ФХ. Не только, как первая железка в Крыму, а и как одна из первых в России!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Первая железная дорога в Крыму
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24/09/2014 20-53 
Жёлтые штаны

Зарегистрирован: 16/12/2008 18-44
Сообщения: 700
Вот такая вот книжка об этом была опубликована:

The Grand Crimean Central Railway: The Story of the Railway Built by the British in the Crimea During the War of 1854-56
Cooke, Brian

Published by Cavalier House (1990)
ISBN 10: 0951588907 ISBN 13: 9780951588901

Надо полагать, что ответ на вопрос какой колеи она была - там должен быть.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25/09/2014 12-20 
Оранжевые штаны

Зарегистрирован: 24/10/2006 03-10
Сообщения: 32
Юрий Ильин писал(а):
Вот такая вот книжка об этом была опубликована:

The Grand Crimean Central Railway: The Story of the Railway Built by the British in the Crimea During the War of 1854-56
...


Огромное спасибо, Юрий!
Надежд найти эту книгу в (пока ещё моей) ярославской провинции -- практически нет, но вот "Grand Crimean Central Railway" прекрасно находится яндексом: http://en.wikipedia.org/wiki/Grand_Crim ... al_Railway
, и там -- "Track gauge 1,435 mm (4 ft 8 1⁄2 in), Length 14 miles (23 km)", а также карта местности с нарисованной трассой дороги.
Полагаю, что и редактор ФХ всё это уже видел. Во всяком случае, соответствующая запись в ФХ уже появилась :)
Спасибо всем откликнувшимся и принявшим участие в обсуждении!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
TopList Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB