Parovoz.COM

Сайт "Паровоз ИС" - российский (и не только) железнодорожный портал.
Текущее время: 28/03/2024 13-23

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30/11/2008 15-47 
Зелёные штаны

Зарегистрирован: 14/03/2006 20-36
Сообщения: 144
Нашел кое что в книге «…Октябрьскому району 80 лет», может кому-то интересно…
Если посмотреть на карту Октябрьского района, то несложно увидеть, что практически по центру района проходит водораздел двух речных бассейнов - Сылвы и Уфы. На север от него несут свои воды Иренъ и притоки Иргины, а на юг- Тюй и его притоки Атер и Сарс.
Это обстоятельство стало решающим при проектировании трассы Казанбургской железной дороги на участке между реками Тюем и Сараной. В расчетах учли, что при прокладке трассы по водоразделу, по верховьям рек можно сэкономить на материалах при строительстве мостов и насыпей. Несмотря на Первую мировую войну, Февральскую и Октябрьскую революции, строитель¬ство железной дороги Казань - Екатеринбург, начатое в 1912 году, продолжалось, и в начале 1918 года она была до¬ведена до станции Щучье Озеро, где соединилась с трассой, идущей со стороны города Красноуфимска.
Строительные работы выполнялись вручную и с помощью конной тяги. «Кирка да лопата, тачка да конная га - вот и вся техника»,- вспоминали старожилы. По закону военного времени, лошади, использовавшиеся на перевозке земли, реквизировались у населения. Основной рабочей силой, помимо местных жителей и рабочих, при¬бывших на заработки, стали военнопленные - немцы и австрийцы. После заключения Брест-Литовского мирно¬го договора с Германией и прекращения участия России в Первой мировой войне в зоне строительства стратеги¬чески важной железной дороги было отменено военное положение, действовавшее более 3 лет. Весной 1918 года из Чадского лагеря, построившись в колонны, на сборные пункты ушли военнопленные. Затем куда-то разбрелась вооруженная охрана лагеря.
Испытания и тяготы, выпав¬шие на долю строителей, тесно пере¬кликаются с названиями деревень и рек вдоль трассы железной дороги, нашли они отражение и в названи¬ях станций. Так, рядом с казармой строителей на 1330-м км дороги, на заболоченном берегу Тюя появилась деревня Тёмное. Около другой стан¬ции в речку Агарзя впадает приток с неблагозвучным названием Чад, но его название было уже «занято» -станцию назвали Агарзя.
По замыслу проектировщи¬ке, железная дорога, следуя на вос¬ток, должна была «вскарабкаться» на Уральский хребет та¬ким образом, чтобы уклон трассы был небольшим, а набор Ысоты - равномерным. В расчет принимались также рас-°Д топлива и малая мощность паровозов того времени.В начале прошлого века железная дорога, перей¬дя реку Тюй и поднявшись по долине речки Агарзи (Сухой Агарзи), пришла на территорию современного Октябрьского района. Приближаясь к первой «октябрьской» станции Щучье Озеро, дорога «штурмует» и свою первую высоту - более 230 м над уровнем моря. У станции Щучье Озеро сходятся линии водоразделов трех рек: Агарзи и Атера - притоков Тюя и Уяса - притока Ирени. К югу от станции - широкая речная долина Атера, к северо-запа¬ду, за озером Щучьим, высоты увеличиваются до 282 м.
После Щучьего Озера железная дорога спускается с водораздела и идет правым берегом Атера, следуя параллельно Бирскому почтовому тракту - старой гужевой дороге, известной с XVII века. Миновав станцию Атер, старый тракт поворачивает на северо-восток, а железная дорога «штурмует» свою вторую высоту - 260 м над уров¬нем моря, пересекая водораздел между Атером и Иренью. В начале прошлого века Ирень была более полноводной -леса в ее верховьях еще не вырубали. Вероятно, выше по долине располагался и ее исток. Учитывая это обстоятельство, а также следуя рельефу местности, строители дороги обогнули его с юга, после чего поставили разъезд Бартым. Южнее Казанбургской магистрали велись обширные лесозаготовки. От станции Бартым на юг, по водоразделу Атера и Леуна с одной стороны и Тавды и Маша с другой, была проложена однопутная железная дорога для вывозки леса с многочисленных делянок, расположенных в верховьях этих рек. Длина дороги составила 21 км, в конце ее образовался крупный поселок Южный, численность населения которого в конце 1960-х годов составляла 635 человек. В конце 1970-х годов лесосырьевая база истощилась, и поселок прекратил существование.
После станции Бартым железная дорога продолжает набирать высоту, следуя линии водораздела Ирени и Тавды (бассейн Сарса). Она огибает исток реки Верх-Бартым, поворачивает на северо-восток и окончательно прощается с Иренью. Миновав разъезд Саре, магистраль «сглаживает» водораздел 600-метровой выемкой на новой для нее высоте - 290 м над уровнем моря! Мы попадаем в долину реки Сарс, на берегу которой расположена деревня Большой Сарс.
Этот вариант трассы проектировщики дороги выбрали еще и потому, что после головокружительного спуска (на 1,5 км трассы перепад высоты около 30 м) в глубокую долину Сарса следует пологий подъем по долине речки Чад. Здесь, ниже устья Чада, через довольно полноводный Сарс (ширина его достигает 15-20 м) был построен в 1914-1916 годах первый на территории Октябрьского района железнодорожный мост (путепроводы и мосты че¬рез овраги и мелкие притоки Атера и Чада в счет не идут)!
После Сарса дорога начинает «готовиться» к решительному штурму Уральского водораздела - она переходит 300-метровый рубеж высоты. Меняется характер местности - она становится более холмистой, отметки окрестных возвышенностей превышают 350 м над уровнем моря. С подъемом пони¬жается средняя температура воздуха и увеличивается количество осадков. Незамедлительно «откликаются» на это и названия населенных пунктов - Снежное, Ненастье.
Следуя левым берегом Чада и постепенно набирая высоту, железная дорога минует станцию Чад. Надо отдать должное смекалке и расчету проектировщиков: нашли-таки они «лазейку» в водоразделе Сарса и Сараны! Достигнув рекордной (на территории Октябрьского района) отметки - 352 м над уровнем моря, железная дорога в глубокой (до 8 м) километровой выемке преодолевает возвышенность и спускается долиной Черной Речки к реке Саране. В начале спуска, у истока реки Тончак, расположены стан¬ция и поселок Ненастье.
Название станции Ненастье, по легенде, было навеяно впечатлениями строителей железной дороги. Если в Чаде было много дыма от костров и топки печей, жара и угара, то в Ненастье часто наблюдали странное явление: при движении дождевых туч с запада на восток осадки здесь выпадали дважды. Тучи эти, перевалив 370-метровый водораздел, вновь возвращались сюда, но шли теперь уже с востока на запад, создавая завихрение. Дожди мешали работать, заготавливать сено. «Опять туча за гору зацепилась!» - с досадой говорили местные жители.
Через 6 км после станции Ненастье, миновав исток Черной Речки, железная дорога покидает территорию и Октябрьского района, и Пермского края. Остались позади «победы» над высотами (230-260-290-352 м), «страшные» названия поселков, урочищ и рек, навеянные тяготами строительства и по¬годными условиями. «Помнит» дорога и бои Гражданской войны, которые велись вдоль трассы, и напряженные годы Великой Отечественной, когда поезда следовали по ней с интервалом в 15 минут круглые сутки. В середине прошлого века прорабатывался вопрос о строительстве желе¬ной дороги меридионального направления, соединявшей Транссибирскую магистраль и Казанбургскую дорогу: Кунгур (Ергач) - Уфа - Оренбург.
Путевое хозяйство в те годы было невысокого качества: шпалы укладывали в основном непропитанные, балластом служил песок, рельсы использовались легкого типа. Примитивным был и подвижной состав. Поезда составляли из 20-30 маленьких вагонов, вели их паровозы серии «ОВ». В качестве топлива использовались дрова, скорость не превышала 30 км/час. Местные жители вспоминали, как из длинной трубы паровоза валил дым и вырывались языки пламени, наводя на них суеверный страх. Каждый состав сопровождали 10 тормозильщиков и 3 паровозника. Пассажирские вагоны освещались свечами, а вокзалы - керосиновыми лампами.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 10/12/2008 09-05 
Белые штаны

Зарегистрирован: 03/11/2007 18-29
Сообщения: 94
Откуда: Верхняя Пышма
Mavr писал(а):
Нашел кое что в книге «…Октябрьскому району 80 лет»,

Интересная информация! А книга давно вышла? Кто был издателем?
Направление Казань-Екатеринбург всегда считалось очень очень привлекательным для путешествий. Когда проезжая станцию Чад, шутили между собой, мол, через Африку едем. Верно то, что и название было придумано из-за того что паровозный дым скапливался в низине этого посёлка.

_________________
Добро пожаловать на Свердловскую железную дорогу!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 10/12/2008 21-53 
Зелёные штаны

Зарегистрирован: 14/03/2006 20-36
Сообщения: 144
Вышла в 2006 г. к 80-летию Октябрьского района. Там же в р-не и распространялась. Похоже взято из архивов.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 28/12/2008 20-21 
Жёлтые штаны

Зарегистрирован: 19/07/2006 00-52
Сообщения: 566
Откуда: Мос. обл.
Спасибо за информацию. Безусловно, было интересно. Насчёт Агарзи спорно. Из данной статьи следует, что станция была построена в 1919 году. Также известно, что там находилось оборотное паровозное депо. В справочнике Архангельского "Железнодорожные станции СССР" от 1981 г. написано, что станция открыта (только для пассажирских операций) в 1932 г. В настоящее время станция закрыта. Дата закрытия неизвестна, но думается мне, что много раньше 1981 года - при переходе на теплотягу.
В Бартыме действительно был леспромхоз, а дорога, уходившая на юг, была узкоколейной и действовала примерно до конца 80-х. Как и посёлок Южный, она обозначена на топографическом атласе Пермской области (издание 2000г.) с пояснением "состояние местности на 1985-97 г." Сама ст. Бартым была закрыта в середине 90-х годов в связи со спадом объёмов перевозок и отсутствием коммерческой работы.
К сожалению, на самом интересном месте - границе Свердловской области у ст. Чёрная речка, статья заканчивается.

_________________
Есть в рельсах железнодорожных
Необъяснимый смутный зов
Благословенных, невозможных,
Неспящих ночью городов...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02/01/2009 13-23 
Зелёные штаны

Зарегистрирован: 14/03/2006 20-36
Сообщения: 144
В этой книге написано только об Октябрьском районе. Это участок Щучье озеро-Бартым-Чад-Ненастье. Черная речка - это Свердловская Область, Агарзя - Чернушенский район. По вышеперечисленным станциям. В Агарзе ничего не осталось, как и в Атере, а в 80-х это были разъезды, сейчас это о.п. Бартым и Щучье озеро были лесными поселками, в Щучьем был ЧМЭ3, типовой деревянный вокзал. Сейчас эти станции как разъезды (может я написал неправильно, поправьте), есть какое-то путевое хоз-во, в Щучьем вокзал разобран. Подъездные пути есть в Ненастье. Ст. Чад еще осталась. Иногда притаскивают вагоны для района. Но тепловоза нет - если надо - пригоняют из Чернушки или со ст. Пудлинговый, еще там толкачи разворачиваются.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06/01/2009 22-04 
Жёлтые штаны

Зарегистрирован: 19/07/2006 00-52
Сообщения: 566
Откуда: Мос. обл.
Ещё раз спасибо, но как минимум раз в год я бываю в тех краях. В курсе событий. Вот интересно было бы точно узнать, когда была открыта и закрыта ст. Агарзя, когда строились вторые пути, в каком году были закрыты каменные виадуки?

_________________
Есть в рельсах железнодорожных
Необъяснимый смутный зов
Благословенных, невозможных,
Неспящих ночью городов...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 12/01/2009 12-46 
Оранжевые штаны

Зарегистрирован: 12/01/2009 12-37
Сообщения: 1
Откуда: г.Уфа
Интересная информация по теме. Спасибо Мавру. У меня мама с Октябрьского района, поэтому тема вызвала интерес.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 19


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
TopList Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB