Предлагаю новый раздел «Старинные салон – вагоны», в котором можно было бы обсуждать историю, конструкции и современное состояние этого довольно редкого типа подвижного состава. Под старинными я понимаю, любые салон - вагоны, выпущенные по 1945 г. – включительно. Все что изготовлено позже, а это, прежде всего вагоны ЦМВ (цельнометаллические вагоны),кроме трофейных, к этой теме не относятся.
Проблема состоит в том, что у вагонов в советское время (1920-е – 1950-е гг.) не было обозначений серий как у локомотивов и вагоны приходится называть описательно.
Для краткости можно использовать некоторые устоявшиеся в любительско - моделистской среде термины:
- егоровец – любой пассажирский вагон с кузовом длиной 20,2 м, с металлической рамой и шпренгелями и деревянным кузовом с металлической обшивкой, выпущенный советскими заводами в 1928-1941 гг. Ни в коем случае егоровец не может быть ЦМВ!
- курятник – 2-х осный пассажирский вагон советской постройки с металлической рамой без шпренгелей с деревянным кузовом с металлической обшивкой, с двойным рессорным подвешиваением. Выпуск советских заводов примерно 1925-1930 г.
- СПВС – спальный вагон прямого сообщения (до революции – МОСВ, Международное общество спальных вагонов и скорых поездов). Обычно (но не всегда) эти вагоны имели наружную реечную обшивку тикового дерева.
- владикавказец – вагон с кузовом полонсо
- полонсо – пассажирский вагон с нижними металлическими полустенками кузова, имеющими, как правило ряды внушительного размера заклепок. Их в народе называли «бронированными».
- НОД – вагон начальника отделения, обычно базировался на той станции, которая указана за сокращением НОД.
- ПМС – путевая машинная станция, организации ОАО «РЖД», занимающиеся капитальным ремонтов пути. В них раньше было много старинных вагонов, которые использовались под жилье и для служебных надобностей (конторы, раздевалки, склады)
Есть целый ряд вопросов по салон - вагонам, которые еще несколько лет назад были в наличии, а потом куда-то исчезли или о них много лет нет уже никакой информации. Вот список этих вагонов:
- 4-х осный салон-вагон с кузовом, обшитым деревянной рейкой, похожий на СВПС. Базировался на ст. Воронеж невдалеке от вокзала. Использовался ревизором по безопасности движения ЮВ ж.д.
- 4-х осный салон-вагон с кузовом длиной 18 м на тележках Пульмана. Был в ПМС Ярославль
- 2-х осный дореволюционный салон-вагон с металлической обшивкой. Был в ПМС Новки.
- 4-х осный салон егоровец. Использовался как видеосалон на ст. Гомель.
- 4-х осный полонсо №3 Льв. Служебный салон на ст. Львов
- 4-х осный салон-егоровец ПМС ст. Кривенковская
- 4-х осный полонсо НОД Жмеринка
- 4-х осный полонсо НОД Знаменка
- 4-х осный полонсо НОД Конотоп
- 4-х осный полонсо НОД Дебальцево
- 4-х осный полонсо НОД Егоршино
- 4-х осный полонсо НОД Бердяуш
- 6-ти осный полонсо НОД Рузаевка
Кроме того, возможно сохранились вагоны в тех местах, которые указаны ниже:
- неизвестно какой конструкции салон «у пограничников в Мурманске» (возможно, в районе ст. Луостари, Печенга, Никель, Заполярный);
- 4-х осный с виду егоровец, но, возможно, на самом деле вагон дореволюционной постройки, в конце пассажирских платформ со стороны Москвы на ст. Смоленск. Использовался как гостиница одной строительной организации. Поступил в Смоленск со ст. Ручьи в Спб.
- 4-х осный полонсо постройки Русско-Балтийского завода 1902-1904 гг для КВЖД ст.Ганзурино, база отстоя вагонов
- 4-х осный западно-евпропейского типа со скошенным тамбуром, был у поворотного круга в ТЧ Улан-Удэ.
- 4-х осный егоровец ст. Мичуринск. Был в наличии в 2008 г.
- 6-ти (?) осный полонсо в музее И.В. Сталина в г. Гори. Упоминался в СМИ в 2008 г.
-6 ти осный полонсо «Прив №9» ПМС Багаевка был пару лет назад.
Возможно, кто-то встречал эти салон - вагоны? Возможно, некоторые из них сохранились до сих пор, или есть информация о других сохранившихся (не музейных) салон - вагонах.
Кстати, некоторые вагоны в галереи есть. О них также не повредила бы более подробная информация:
Павлодар 2008 г.
http://www.parovoz.com/newgallery/pg_vi ... RU#pictureКиев 2006 г.;
http://www.parovoz.com/newgallery/pg_vi ... RU#pictureОн же в Дарнице 2007 г.:
http://www.parovoz.com/newgallery/pg_vi ... RU#pictureВся информация о музейных салонах есть. Такие вагоны сохраняются в Санкт-Петербурге (в т.ч. Шушары), Москве, Калининграде, Риге, Ростове-на-Дону, Челябинске, Новосибирске, Хабаровске, Ташкенте.
Это обсуждение могло бы иметь практический смысл. Цели такие:
1. Музей в Ростове-на-Дону на ст. Гниловская ищет вагон типа полонсо.
2. Музей в Бресте вообще не имеет ни одного салон - вагона. Им такой вагон бы не повредил.
Надеюсь, что с вашей помошью эти задачи можно решить.