http://press.rzd.ru/wps/portal/press?ST ... &id=211097
Сквозь горы по прямой.
Дорабатывается проект железной дороги через Кавказский хребет.
В ближайшее время может быть разблокировано транскавказское железнодорожное сообщение. Необходимость этого отмечена в ходе недавних переговоров Владимира Путина и Михаила Саакашвили в Москве.
РБГ уже сообщала о возможном возобновлении железнодорожных перевозок между Азербайджаном и Арменией уже в текущем году. Теперь намечено восстановить российско-грузинские транспортные связи, обеспечивающие кратчайший выход России, западного региона экс-СССР и соседнего европейского зарубежья на Восточное Средиземноморье и в бассейн Персидского залива.
Специалисты считают возможной и реализацию проекта железной дороги между РФ и Грузией по кратчайшему направлению Владикавказ – Тбилиси, параллельно по Военно-Грузинской и Военно-Осетинской автодорогам, что благоприятно повлияет на социально-экономическую ситуацию и в Южной Осетии. В случае создания такой магистрали расстояние железнодорожного сообщения России и других стран западного региона бывшего СССР с Ираном и Арменией сократится на четверть, что почти на столько же уменьшит транспортные расходы по этим направлениям. С одной стороны, капиталовложения по проекту Тбилиси – Владикавказ минимум вчетверо больше, чем по восстановлению железнодорожного транзита через Абхазию. Но с другой – артерия Владикавказ – Тбилиси позволит в буквальном смысле миновать политико-юридические проблемы, то есть обойти и Южную Осетию (проходя вдоль ее восточной границы по грузинской территории), и Абхазию Как считает начальник отдела стран СНГ Российского института стратегических исследований Александр Скаков, "в свое время (к середине 1980-х. – Прим. А.Б.) быстрыми темпами строилась Транскавказская перевалочная железная дорога, соединяющая Владикавказ с Тбилиси напрямую – через Ингушетию. Но в последующие годы этот проект был забыт. Почему бы его не реанимировать сейчас?Это было бы очень выгодно по многим причинам. А по мнению азербайджанского эксперта по транспортной политике Арифа Акерова, "наиболее вероятно возобновить российско-грузинские железнодорожные перевозки через Азербайджан. Но проект Тбилиси – Владикавказ, если его реализуют, выгоден всем странам региона, особенно России, Грузии и Армении появятся новые транзитные возможности и у Ирана, Турции, а также у Азербайджана, ибо у него через Владикавказ – Тбилиси появится новый, причем прямой и менее протяженный транспортный выход в Россию и на запад бывшего СССР".
Алексей Балиев