Parovoz.COM

Сайт "Паровоз ИС" - российский (и не только) железнодорожный портал.
It is currently 18/11/2017 15-33

All times are UTC - 5 hours [ DST ]




Post new topic Reply to topic  [ 2 posts ] 
Author Message
Unread postPosted: 23/09/2013 12-26 
Жёлтые штаны

Joined: 27/08/2006 02-49
Posts: 413
Location: Киев
Непростая судьба локомотива ИС
Александр Задко
http://magistral-uz.com.ua/articles/nep ... va-is.html

«Ретро-клуб» газеты «Магістраль» побывал в депо Киев-Пассажирский, где уже более тридцати лет возвышается на постаменте уникальный памятник-паровоз. Его можно увидеть и из окна поезда, и с площади Петра Кривоноса. Мало кто знает, что этот гигант — единственный в мире сохранившийся паровоз серии «Иосиф Сталин». Всех до одного его собратьев утилизировали в 60-х годах минувшего столетия.

В нынешнем году исполнилось 60 лет с того времени, как на столичную стальную магистраль пришел человек, благодаря которому этот локомотив сохранен для потомков. Это легендарный железнодорожник — Герой Социалистического Труда, стахановец и передовик Петр Кривонос. Не испугавшись перемены политических веяний в стране, он лично поучаствовал в сохранении этого паровоза. Ведь в 1962 г. все машины серии ИС были переименованы в «Феликс Дзержинский пассажирский» (сокращенно «ФДп»). Не минула эта участь и данный экземпляр. Но вскоре даже переименованные паровозы, носившие имя вождя советского народа, отправили на лом. Поэтому сегодня паровоз-памятник в Киеве — единственный сохранившийся из 655 машин этой серии, выпущенных в Советском Союзе. Лишь спустя двадцать лет, уже после смерти Петра Федоровича Кривоноса, его преемник Б.Олейник позаботился о том, чтобы машину установили на постаменте.

Сила детского восторга

Это был 1982 г. Смерть Брежнева, 1500-летие Киева… Еще совсем юным школьником вместе с приятелем я выбрался погулять по Киевскому вокзалу. Здесь мы случайно узнали о том, что в локомотивном депо Киев-Пассажирский только что установили памятник, и решили посмотреть на него своими глазами. До чего же нас, мальчишек, поразило увиденное! Яркая краска тендера паровоза травяного зеленого цвета, а с ней контрастирующая оранжевая окантовка надписей на будке и тендере… Паровоз взбудоражил наше детское воображение своей мощью, органичностью, красотой. Эффект усиливался еще тем, что он был высоко приподнят над землей на специальной металлической ферме. Казалось, он просто парит в небе.

Я стал интересоваться историей создания этой машины и, правду сказать, продолжаю до сих пор. Тридцать лет по крупице собираю сведения в отечественных и зарубежных источниках. В исторической серии журнала «Техника — молодежи» за 1974 г. подробно рассказано об основных сериях паровозов, которые на то время эксплуатировались в СССР. Выяснилось, что такие машины работали на Юго-Западной железной дороге вплоть до начала периода ее электрификации. Первые ИС поступили сюда в 1936 г., когда продолжалась реконструкция главного хода Киев—Жмеринка—Одесса. Ходили они и на Нежин, а далее — в направлении Москвы.

«Черноморы» на колесах

Во время Великой Отечественной войны все до единой машины ИС, числившиеся в приписном парке ЮЗЖД, были эвакуированы в тыл. В пылу эвакуации с паровозами этой серии произошла любопытная история. Дело было в Одессе. Около 60 машин ИС там загрузили в сухой док и затопили, дабы они не достались врагу. В 1944 г., после освобождения города, советские войска извлекли эти машины из воды. В Одесских главных мастерских паровозы капитально отремонтировали и пустили в эксплуатацию. Они отработали еще пару десятилетий, но железнодорожники называли их уже «черноморами». В котлах некоторых паровозов во время ремонтных работ обнаруживали и рачков, и крабов, с тендеров снимали медуз.

После войны ИС обслуживали направления Москва—Крым и Москва—Кавказ. Некоторые машины работали на Транссибирской магистрали вплоть до Новосибирска. Эти паровозы в те времена очень ценили. В силу того что эта серия была названа именем вождя СССР, работать на них разрешалось только коммунистам или активным комсомольцам. Беспартийных на эти машины и близко не допускали. Все паровозы содержались в отличном состоянии. После каждой поездки скрупулезно протирали котел, цилиндры, будку, тендер. Все машины блестели. Ни на одной старой фотографии вы не встретите чумазый ИС, за исключением разве тех, что во время войны попали в руки немцев. Фашисты с удовольствием фотографировались с пулеметами на смотровых трапах этого паровоза и отправляли фотографии своим родственникам, хвастая столь впечатляющим трофеем.

Парижских улиц вековая пыль…

Его первенство было признано еще до войны, в 1937 г., когда Советский Союз принял участие во Всемирной выставке техники в Париже. Два паровоза — «Феликс Дзержинский» и «Иосиф Сталин» — были морем переправлены в Гавр, а затем по Сене доставлены в Париж, подняты кранами и транспортированы на выставочную экспозицию прямо по живописным парижским бульварам — по временно возведенным специально для этого стальным путям широкой колеи. На тот момент паровоз ИС до появления немецкой серии «05» являлся мощнейшим паровозом в Европе. Его мощность равнялась 2,5 тыс. лошадиных сил. Он был способен вести состав из 15 тяжелых грузовых вагонов со скоростью до 120 км/ч.

В том же году в Англии был построен более скоростной паровоз «Маллет» с открытым аэродинамическим капотом. Сталин вызвал к себе наркома путей сообщения Кагановича и дал задачу построить такой же. Тот собрал лучших конструкторов и обязал в кратчайшие сроки разработать проект скоростного локомотива. В результате было выпущено три опытных машины разных конструкций. Одна из них —ИС 20-16 — особенно походила на английский прототип (тот же ИС, но с открытым капотом). Таким образом, удалось в какой-то степени удовлетворить амбиции вождя, но достигнуть скорости, развитой конкурентами, пока не получалось.

Закрома Черниговского депо

Судьба киевского локомотива-памятника ИС уникальна. Он сохранился после рабочей поездки П. Кривоноса в Чернигов, где руководитель ЮЗЖД случайно узнал, что к местному депо приписан паровоз «Иосиф Сталин». Было дано указание сохранить эту машину, законсервировав ее.

Из недавнего интервью сына Петра Федоровича, Вадима Кривоноса, газете «Магістраль» известно, что выдающийся железнодорожник был очень благодарен Сталину за личное участие в его судьбе. Он был предан его памяти даже тогда, когда все кругом проклинали его имя. Очень возможно, что сохранение этого паровоза было данью памяти начальника ЮЗЖД бывшему руководителю СССР.

Тем же периодом времени, когда была совершена рабочая поездка П. Кривоноса в Чернигов, датируются и уникальные фотоснимки паровоза ИС. Автор самой удачной фотографии — австрийский любитель истории железных дорог, опубликовавший ее на своей родине после полулегального путешествия по Союзу.

Сначала черниговский ИС перевезли в депо Бахмач, а к 1982 г. доставили в локомотивное депо станции Киев-Пассажирский. Тут его подготовили к установке на постамент: окрасили краской того времени, когда он был в эксплуатации, учли и еще одну историческую деталь — на всех паровозах этой серии были накладные буквы и номера, а не писаные, как на других машинах. Эти символы изготовили из металла и надраили хромом. Изготовили и накладные гербы. Впрочем, слова «Иосиф Сталин», что помещались чуть ниже прожектора паровоза, все-таки заменили надписью «СССР».

Существует гипотеза, согласно которой в локомотивном депо Брянск-2 замурован в бетонный куб еще один паровоз этой же серии. Из куба действительно торчит бегунок и фронтонный лист похожей машины. Однако документальных доказательств того, что под глыбой бетона находится остальная часть паровоза, нет. Попытки сканировать бетонный саркофаг не увенчались успехом.


Top
 Profile  
 
Unread postPosted: 15/01/2014 09-29 
Белые штаны

Joined: 17/09/2008 01-07
Posts: 75
Эту историю я уже рассазывал в свое время в рассылке 1520мм, но по случаю повторю ее здесь.
Думаю, что это был 2003год, первая половина. Как раз тот скверик, который разбит у постамента паровозу привели в порядок, расчистили от лишней растительности и я ни с того ни с сего решил сфотографировать его новым, еще редким в то время цифровым фотоаппаратом.
Сделав несколько снимков, хотел было уходить, как меня окликнул какой-то пожилой мужчина.
Поинтересовался, отчего я фотографирую именно этот паровоз. Ну я в кратце рассказал ему о "коллективной шизе" по увлечению железными дорогами и в двух словах изложил историю этого паровоза, описанную постом выше, без упоминаия переименования ИС в ФДп. Когда человек меня хитро спросил, а знаю ли я , что это не ФДп , а ИС...? я бодро ответил, что знаю про историю переименования.
И тут он сказал, что именно на этом паровозе он какое-то время работал машинистом и что им удавалось выжимать с него 155 км/ч... Пришлось поверить. А оказался он здесь - пришел переоформлять пенсию в ТЧ-1. Отакэ...
Снимки у меня почему-то не сохранились, так как карточка в то время в фотоаппрате была аж на 32 Мегабайта...:-)


Top
 Profile  
 
Display posts from previous:  Sort by  
Post new topic Reply to topic  [ 2 posts ] 

All times are UTC - 5 hours [ DST ]


Who is online

Users browsing this forum: No registered users and 1 guest


You cannot post new topics in this forum
You cannot reply to topics in this forum
You cannot edit your posts in this forum
You cannot delete your posts in this forum

Search for:
Jump to:  
TopList Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group