Это условная классификация типа привода по подвешиванию ТЭД и тягового редуктора.
1-й класс - опорно-осевое подвешивание (ООП) ТЭД и редуктора. Достоинства: простота, наибольшее реализуемое передаточное число редуктора, наименьшие габариты колёсно-моторного блока (КМБ) и ТЭД, наибольшие допустимые размеры самого ТЭД. Недостатки: большой неподрессоренный вес, вибрации от КП передаются непосредственно на ТЭД, что снижает его надёжность, вечные проблемы с моторно-осевыми подшипниками (по крайней мере, у нас). Примеры: грузовые и маневровые тепловозы и электровозы - М62, ТЭ10, ТЭ116, ВЛ10/80, ВЛ15/85, ТЭМ2, ЧМЭ3 и т.д. В США все грузовые тепловозы с таким приводом.
2-й класс - рамное подвешивание (ОРП) ТЭД и ООП - тягового редуктора. ТЭД полностью подрессорен, однако примерно 2/3 массы редуктора всё ещё на оси КП. Нужна муфта продольной и поперечной компенсации между ТЭД и редуктором, что либо уменьшает продольный, либо увеличивает поперечный размер ТЭД. Уменьшается передаточное число редуктора по сравнению с ООП. Привод более дорогой и сложный, посему, в основном, только на пассажирском ПС. Примеры: электропоезда ЭР, ЭД, ЭТ, электровозы ЧС, ЭП1, тепловоз 2ТЭ121.
3-й класс - ОРП и ТЭД, и редуктора. Наименьший неподрессоренный вес, что важно для скоростного ПС. Дорогой из-за хитрой КП, на которую навешивают муфту продольной и поперечной компенсации перемещений редуктора относительно КП. Примеры: тепловозы ТЭП60, ТЭП70, 2ТЭ70.
Возможны ещё варианты в виде установки ТЭД на раме ПС, и передачи мощности на КП через кардан и редуктор... Это тоже разновидности ОРП либо 2-го, либо 3-го класса. Есть ещё групповой привод - когда один ТЭД приводит 3 или 3 КП через многоступенчатый редуктор. Возможен ещё непосредственный привод, когда ось КП является валом ТЭД... Да много чего напридумывали за историю развития локомотивостроения.
|