Заезд в
пос. Мирный Оричевского р-на Кировской обл. явился тем редким случаем, когда
проездом, но
целенаправленно.
УЖД Пищальского торфопредприятия я схватил на излете поездки по маршруту Москва-Шарья-Киров-Балезино-Москва (отчет по ней будет позже). Про эту дорогу я ранее читал, а
Павел В. Кашин, побывавший там за 3,5 года до того, подробно проконсультировал перед отправлением из Москвы, выслал мне кусок карты и назвал фамилию тогдашнего начальника дороги. Салтыков. Из Шарьи я выехал
полвторого ночи 5 января красноярским поездом (№80) до
Котельнича, в котором не без толку протусовался с 4 до 7 утра. И в 7 часов на очаровательной ЭД9М-0097 сообщением Шахунья-Киров за 20 минут добрался до
ст. Марадыковский. Выйдя из электрички к вокзалу, что находится на южной стороне Транссиба, я на всякий случай уточнил куда идти у словоохотливого дедули, а затем не без труда договорился с дежурным по станции о сохранности моего 120-ти литрового рюкзака до полудня. Пришлось выпотрошить практически всё содержимое, прежде чем молодой дежурный признал мой баул неподозрительным и несоответствующим изображениям на плакатах “ВНИМАНИЕ! ТЕРРОРИЗМ”. Гора с плеч. Узкоколейка находилась менее чем в километре от ст. Марадыковский и поскольку еще толком не рассвело я с удовольствием прогулялся. И вот над центральной улицей вывеска: “Пищальское торфопредприятие”. Справа что-то похожее на парк, и я бы так и прошел вперед если бы не пронзительный гудок тепловоза оттуда, из гущи деревьев. Я как оголтелый бросился туда, но увы…
ТУ4 только помахал мне клубком дыма. Огляделся.
Пункт ГСМ, будка дежурного и тупик. Вот и
начало дороги. Сделал несколько снимков и зашел к в будку. Дежурная немало удивилась, однако успокоилась, когда я назвал фамилию Салтыкова, передал ему привет от московских товарищей и сказал, что везу подарок. Подарком был DVD-диск с фильмом про Зебляковскую УЖД. Дежурная поведала, что тов. Салтыков уже некоторое время не начальник, а начальник нынче тов. Иванов, который только-что уехал на болота. Салтыков так и живет в поселке, но где его найти скромная женщина не знала. Пообщаться с руководством видимо не судьба. Жаль. Но терять время и вовсе непозволительно. Запечатлев цистерны и
лежащий вверх лапками торфовозный вагон ТСВ, я потихонечку двинулся вдоль полотна узкоколейки. Метрах в ста
развилка. Прямо передо мной (еще метрах в 100-150 впереди) вижу
станцию Центральный поселок. А вправо две ветки – в
вагонное и
тепловозное депо. Несмотря на выходной в
вагонном всё сверкало. На двух путях стояли
вагоны ТСВ, а мужички активно работали со сваркой. Разговорился с одним из них. Он указал на
тепловозное депо, на
котельную и произнес вскользь нерадостное: “Умирает наше предприятие…” Но прочь эмоции
. Душа рвалась к тепловозам (я не мог простить упущенный ТУ4). Однако, попав туда, я было поверил в слова простого сельского пожилого рабочего.
Что ж столько останков то?! Вот заржавевшая
кабина электростанции ЭСУ2А. Сразу следом в таком же состоянии
ТУ6Д (как потом выяснили 0159). Дальше больше. Красная ржавая
кабина списанного ТУ8, а рядом с ним
этот ТУ8, но с “чужой” оранжевой крепко "поюзаной" кабиной. Смысл такой рокировки абсолютно непонятен. В этой же колонне
старый вагон ПВ-40. Как затем указали знающие люди - вагон одного из первых выпусков.
Неужели рабочий ПС исчерпывается одной четверкой? Ан нет!
Прямо перед воротами депо, в колонне со снегоочистителем и цистерной, достаточно свеженький
ТУ6А-2172. Даже номер на стеклянной табличке цел. Плюс ко всему тот же рабочий сказал, что в депо закрыто еще несколько единиц. Выходной же, отдыхают. Подробностей он не знал, торопливо попрощался и потопал с арматурой к вагонникам. Ну уже легче. Еще раз пройдя мимо
останков, я вышел к
ст. Центральный поселок. Три пути, посадочная платформа, аккуратненькое пристанционное строение салатового цвета. На среднем пути небольшой составчик торфовозных вагонов. Но черт возьми… опять
списанные кабины. Одна из них и вовсе раритетная, от
ТУ4-252. Другая снова ЭСУ2А. Двигаюсь дальше и вижу презабавнейшую
водонапорную башню. Судите сами, но я таковой раньше не встречал. Линия в прямом смысле
огибает это строение и уходит далее сделав угол аж в 90 градусов. Далее
прямая через поселок. Снежок, прошлогодняя сухая трава и типичный слегка неровный путь создают милый сердцу пейзаж российской глубинки
. Опс!
Старый неработающий светофор. Выхожу из поселка и вижу вдалеке
длиннющий состав из ТСВ, стоящий в длинной кривой.
Эта ветка соединяет
парк прибытия и парк перегрузки станции Перегрузочная. Сам
парк перегрузки справа по ходу. Увидев далеко не один состав, находящийся на на перегрузочном пункте торфа на широкую колею, я все-таки усомнился, что торфопредприятие в умирающем состоянии. Картина впечатляла. А главный путь, соединившись с вышеописанной веткой, пересекает по мосту
речку Погиблица (перед которым “на обочине” обнаружился ржавый
струг УПС) и выходит к парку прибытия.
Серьезное разветвление. На путях очередной торфовозный состав, а на крайнем пути справа колонна
списанных пассажирских вагонов с заколоченными досками окнами. А слева сначала
пункт экипировки тепловозов, будка дежурного по стрелочному переводу и двухэтажный
пункт ДСП. В дальней горловине станции неработающие светофоры и
пробоотборник торфа. Далее дорога уходит на болота. Времени почти не оставалось и я уж было развернулся, но тут из неприметной
будочки вышла молодая женщина и вопросительно посмотрела. Разговорились. Оказывается уже передали по рации, что некто незнакомый бродит по жд и фотографирует. Я повторил всё сказанное на пункте ГСМ. Девушка, услышав известные фамилии и успокоившись, заулыбалась
и порассказывала про то, как они тут живут, суть чего сводилась к фразе: ”Работаем потихоньку, слава Богу!”.
И впрямь слава Богу! Работающая УЖД в наше время такая
редкость и такая
услада для души. А для многих еще и
хлеб насущный. Я двинулся в обратный путь. Возле уже известной водонапорки обнаруживаю закусочную.
Во как к месту! Ведь в Кирове буду только часа через три. Взял пельмешек, пару пирожков и кофейку. А люди заходили, выпивали по стакашке портвешку или покрепче и выходили. И вот на пике блаженства раздается грохот, стекла начинают дрожать и мимо окон лихо проносится вожделенный ТУ4 с пассажирским вагоном! Стоит ли говорить, что пельмени остались недоеденными
. Выбегаю к посадочной… твою мать!
Вагон в гордом одиночестве мирно “курит” у платформы. Однако деться тепловозу некуда. Он ушел либо в депо, либо на ГСМ. Иду в том направлении. У депо ничего не изменилось, а вот со стороны пункта ГСМ послышалось урчание. Выхожу и вот он - заслуженный старик с номером 2273
Раз кадр! Помощник изумленно вылупился
Два кадр! “Он улетел!” Да и мне пора. Забрал на вокзале рюкзак, пофотографировал несущийся Транссиб, сел в кировскую электричку.
Удачи тебе,
Марадыковский!