Parovoz.COM

Сайт "Паровоз ИС" - российский (и не только) железнодорожный портал.
It is currently 24/11/2017 14-31

All times are UTC - 5 hours [ DST ]




Post new topic Reply to topic  [ 22 posts ]  Go to page Previous  1, 2
Author Message
Unread postPosted: 24/01/2015 09-49 
Малиновые штаны

Joined: 27/04/2009 02-37
Posts: 942
Location: г. Екатеринбург
Почитал данную тему. Весьма любопытно. Сравнивать, считаю, надо на тот момент, когда в СССР действовал ОСТ 335, утверждённый 20 июля 1928, и ОСТ 4938, заменённый впоследствие на ГОСТ 5865-51, из которого исчезла колея 1000 мм. То есть на момент, когда колея 1000 мм в СССР имела законные права на существование (по особому разрешению в случае технической целесообразности и экономической выгоды относительно колеи 750 мм). Для широкой колеи (1524 мм), для сравнения, следует принять ширину габарита No 2-В по ОСТ/ВКС 6435 от 1934 г., которая составляла 3600 мм. Для колеи 750 мм по ОСТ ОСТ 10167-39 ширина габарита подвижного состава была 2450 мм. Ширина габарита колеи 1000 мм была до ВОВ равна 3000 мм, после ВОВ 2B = 2900 мм (стандарт неизвестен, возможно наименование стнадарта есть в Харламов Н. В., Узкоколейные железные дороги, М., 1937 или в Инженерно-технический справочник, Узкоколейные железные дороги, Москва, 1938, могли быть и в более поздних, т.е. послевоенные, стандартах (данные, возможно, есть в ГИПРОРУДА или УРАЛГИПРОРУДА)). Реально подвижной состав колеи 1000 мм был шириной 2600-2700 мм (до ВОВ 2870-2700 мм), длиной кузова до 9030-14500 мм. Получаемое соотношение ширины габарита подвижного состава к ширине колеи составило: для колеи 1524 мм = 2,36; для колеи 1000 мм = 2,9-3,0; для колеи 750 мм = 3,26. Был, правда проект габаритов колеи 1000 мм и 750 мм, опубликованный в "Вестнике Стандартизации" No 5 1927 г (похоже, он не был принят). По нему габарит подвижного состава колеи 1000 мм предлагался шириной 3300 мм, а колеи 750 мм ширной 2550 мм (как в действующем ГОСТ 9720-76). В этом случае соотношение габарита к колее для 1000 мм составило бы 3,3, а для колеи 750 мм выходит 3,4. Но это уже теоретизирование. Высота габарита колеи 1524 мм = 5300 мм, колеи 1000 мм = 3900 мм, колеи 750 мм = 3550 мм. Осевая нагрузка локомотивов колеи 1000 мм достигла 17,5-19,0 тс/ось (вначале была 8,75 тс/ось), вагонов до 15,3 тс/ось. Нормальным радиусом кривых промышленных путей колеи 1000 мм (ТУУП Пр 1932 г.) и 750 мм (ТУУП Пр 1931 г.) считался R = 100 м. В некоторых публикациях для колеи 1000 мм нормальным радиусом называется R = 150 м. Минимальный радиус для колеи 1000 мм принимался R = 50 м. Для колеи 750 мм Rmin = 40 м. Для построечных путей колеи 750 мм нормальным считался радиус R = 60 м, минимальным R = 30 м.


Top
 Profile  
 
Unread postPosted: 11/05/2017 09-03 
Белые штаны

Joined: 12/06/2006 12-23
Posts: 86
mbs wrote:
Для широкой колеи (1524 мм), для сравнения, следует принять ширину габарита No 2-В по ОСТ/ВКС 6435 от 1934 г., которая составляла 3600 мм. Для колеи 750 мм по ОСТ ОСТ 10167-39 ширина габарита подвижного состава была 2450 мм. Ширина габарита колеи 1000 мм была до ВОВ равна 3000 мм, после ВОВ 2B = 2900 мм (стандарт неизвестен, возможно наименование стнадарта есть в Харламов Н. В., Узкоколейные железные дороги, М., 1937 или в Инженерно-технический справочник, Узкоколейные железные дороги, Москва, 1938, могли быть и в более поздних, т.е. послевоенные, стандартах (данные, возможно, есть в ГИПРОРУДА или УРАЛГИПРОРУДА)). Реально подвижной состав колеи 1000 мм был шириной 2600-2700 мм (до ВОВ 2870-2700 мм), длиной кузова до 9030-14500 мм. Получаемое соотношение ширины габарита подвижного состава к ширине колеи составило: для колеи 1524 мм = 2,36; для колеи 1000 мм = 2,9-3,0; для колеи 750 мм = 3,26.

Эти значения ширины - именно габарит, а не реальная ширина ПС. Скажем, у нас на широкой колее при ширине габарита 1-Т 3400 мм реально ПС по этому габариту имеет ширину в районе 3240-3280 мм (до ЦМВ вроде и пассажирские вагоны имели такую ширину). В габарите Т при ширине габарита 3750 мм строительная ширина ПС не может быть больше 3600 мм в принципе, а реальный ПС имеет ширину вроде бы до 3550 мм. На советских узкоколейках, например, тот же ПВ-40 значительно уже не только габарита, но и грузовых вагонов, Пафаваг вроде ещё уже.
Так что считать-то интереснее по реальной ширине кузовов ПС, а не по некоему номинальному габариту, сужаемому всякими разными правилами его применения. Тогда, если для 750 мм ширина ПС 2250..2500 мм - соотношение 3,0..3,3. На 1000 мм при ширине ПС 2600..2870 мм - 2,6..2,9. На 1524 мм при ширине ПС 3050..3550 мм - 2,0..2,3.

Теперь посмотрим на индийские ж.д. Там на колее 762 мм наиболее распространённые тепловозы ZDM3 и ZDM4A имеют ширину около 2250 мм. Видимо, примерно такую же ширину имеют и вагоны. Внутри пассажирского вагона ширина, наверное, близка к ПВ-40 - примерно такая же теснота при лавках 2+2. Так что индийские узкоколейки колеи 762 мм, видимо, не выходят за рамки соотношения 3,0 (правда, есть у них ещё дороги колеи 610 мм, которые определённо выходят за эти рамки, хотя и представляют собой совсем уж экзотику). Осевая нагрузка меркам наших узкоколеек довольно высокая - у ZDM3 около 9 т на ось, у ZDM4A несколько меньше за счёт дополнительных бегунковых тележек.

На метровой колее основной тепловоз YDM4 имеет ширину 2730 мм. Ну и вагоны, наверное, близко к тому. Т.е. примерно то же, что названо выше для российского/советского ПС метровой колеи. Осевая нагрузка YDM4 12 т на ось.

При этом по высоте габариты и ПС индийских ж.д. всякой колеи значительно ниже, чем в некоторых других странах, в частности, чем у нас
mbs wrote:
Высота габарита колеи 1524 мм = 5300 мм, колеи 1000 мм = 3900 мм, колеи 750 мм = 3550 мм.

У нас магистральные локомотивы широкой колеи имеют высоту около 4,8..5,1 м, индийские магистральные ширококолейные тепловозы лишь немного выше 4 м. На метровой колее высота тепловоза около 3600 мм. На колее 762 мм высота около 3,1..3,2 м. Правда, у них и пассажирские вагоны имеют практически такую же высоту, как тепловозы соотв. колеи.

Высота ПС занижена как будто специально для руфрайдинга :) - можно ехать на крыше не только вагонов, но и тепловоза - что порой и делалось, пока были живы узко- и метровоколейные дороги. Впрочем, и габарит приближения строений не то чтобы высокий - так что едущим на крыше под некоторыми искусственными сооружениями таки приходится пригибаться/ложиться.


Top
 Profile  
 
Display posts from previous:  Sort by  
Post new topic Reply to topic  [ 22 posts ]  Go to page Previous  1, 2

All times are UTC - 5 hours [ DST ]


Who is online

Users browsing this forum: No registered users and 2 guests


You cannot post new topics in this forum
You cannot reply to topics in this forum
You cannot edit your posts in this forum
You cannot delete your posts in this forum

Search for:
Jump to:  
TopList Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group