Здравствуйте. Мой отец, Фёдоров Виталий Николаевич - железнодорожник с более чем тридцатилетним стажем. Ему сейчас 81 год, но у него хорошая память огромное и желание рассказать потомкам о своей жизни. В общем, он пишет мемуары, а я их набираю и редактирую. Но иногда возникает необходимость уточнить какие-то детали, и я стараюсь ему в этом помочь.
В очередной главе он вспоминает об аварии, произошедшей в 1955 или 1956 году на Свердловской железной дороге. Я пытался найти информацию о ней в интернете, но ничего не накопал. Возможно, кто-нибудь здесь сможет помочь? Интересуют любые подробности вплоть до дальнейшей судьбы начальника СвЖД генерала Оборотова.
Вот пока черновой вариант части главы воспоминаний, относящейся к этой катастрофе.
Цитата:
В начале 1956 года было ликвидировано Политуправление Министерства путей сообщения (МПС). Даже у нас в школе не стало должности заместителя начальника по политической части. С плеч железнодорожников сняли погоны, теперь все они стали в одинаковой форме. А раньше, например, машинист первого класса имел звание капитана. Так и Оборотов лишился своего высокого генеральского звания.
А потом на Свердловской железной дороге случилась крупная авария. Недалеко от станции Полуночная грузовой и пассажирский поезда, отправленные навстречу друг другу по одному пути со станции и разъезда, столкнулись лоб в лоб. Первые два вагона пассажирского поезда были деревянными – старого образца. Они буквально вошли друг в друга, и там погибло много пассажиров. Остальные вагоны были металлическими, они сошли с рельсов и упали на бок.
Этот участок был однопутным и не был оборудован автоблокировкой. Движение поездов, которые проходили здесь не так уж часто, регулировалось при помощи жезловой системы. Тут-то и сыграл свою злосчастную роль так называемый «человеческий фактор».
На полустанке рядом с лесным массивом стоял двухэтажный дом – двенадцать квартир. Там жили с семьями дежурные по разъезду, стрелочники и путейцы. Все друг друга хорошо знали, часто ходили в гости. В этот день у одного из жителей этого дома было торжество.
Дежурный по полустанку скучал, а из квартиры, где отмечали праздник, слышались песни, доносился топот пляшущих гостей. Пока поездов не было, он решил заглянуть на огонёк. Там его хорошо угостили, не отказался он и от спиртного. Взглянув на часы, заторопился на полустанок, чтобы встретить и отправить очередной состав. Следующий поезд должен был пройти ещё не скоро, поэтому дежурный вернулся в гости. И снова ему наливали, а он не отказывался.
Возвратившись на полустанок уже в порядочном подпитии, дежурный принял сообщение о том, что со станции Полуночная в его сторону отправлен пассажирский поезд. Между тем с другой стороны на разъезд прибывал товарный состав, который ему тоже предстояло встретить и отправить. Дежурный достал жезл из аппарата и вложил его в рукоятку жезлоподавателя, но пробку закрыл плохо, и жезл у него выпал по дороге к железнодорожным путям. Он вернулся на свой пост, но жезла так и не нашёл. Паровоз, тянущий грузовые вагоны, уже стоял и пыхтел у самой дежурки. «Если его не отправить, то нарушится график движения, начнётся разбирательство, выяснится, что я был нетрезв», – подумал дежурный и достал из шкафа запасной жезл, находившийся под пломбой. Он вручил этот жезл машинисту, взял фонарь и отправился искать потерю. За треволнениями он совсем забыл про пассажирский поезд, идущий навстречу товарному. Жезл он нашёл под ступеньками крыльца.
В это время грузовой поезд ушёл с разъезда и набрал скорость. Навстречу ему двигался пассажирский. Машинисты успели экстренно затормозить, но из-за плохой видимости расстояние между поездами к этому времени было уже слишком мало, чтобы избежать столкновения. Машинисты обоих локомотивов погибли, помощники и кочегары успели спрыгнуть. Погибших и пострадавших было много.
После аварии началось разбирательство. Был снят с должности начальник Свердловской железной дороги Оборотов. Говорили, что его перевели на Молдавскую железную дорогу, но так это или нет, я точно не знаю. Со своей должности был снят также начальник службы движения Свердловской железной дороги. А прямого виновника – дежурного по разъезду – приговорили к расстрелу.
Надо заметить, что в то время локомотивные бригады ещё не были обеспечены рациями, и в случае нештатной ситуации ни диспетчер, ни дежурные по станции не могли предупредить локомотивные бригады.