Вован писал(а):
А вот колея 1430 мм в России была.
Только 1435 мм
Вован писал(а):
Это железная дорога Санкт-Петербург-Варшава (о которой все почему то молчат, но на карте 1854 года я ее обнаружил).
Вот здесь ошибка. Жд Спб-Варшава была полностью колеи 1524 мм. А вот построенная еще ранее Варшавско-Венская жд, открытая для правильной эксплуатации на всем своем протяжении от Варшавы до станции Граница на границе с Автро-Венгрией (267 км в пределах РИ) в 1847 г. имела (да собственно и сейчас имеет) колею 1435 мм. Ныне станция Граница называется Мачки. Станция была интересна своей передовой технологией, она была. по сути, экстерриториальна, все погранично-таможенные формальности выполнялись обеими сторонами на этой станции. В последствии уже такого не практиковали. Собственно ВВжд была (если не считать Петербург-Царское село, что было больше атракционом) первой реальной магистральной жд Российской Империи.
Вован писал(а):
В то время в Российской империи были и железные дороги европейской колеи (в основном в Польше), и был опыт их эксплуатации, и были накоплены проблемы...
Не в основном, а только на территории Царства Польского, если не считать коротенькие отрезки колеи 1435 мм в пределах пограничных переходов в Вержболово Ковенской губернии и Радзивилове, Волочиске и Новоселицах в Малороссии. От Унген на Яссы шла только 1524 мм, также как и от Джульфы до Табриза.
Вован писал(а):
Кстати, проводили в то же время опыты и с колеей 760 мм (тоже стандарт САСШ). Это железная дорога Москва-Сергиев-Посад-Ярославль-Архангельск.
Не верно. Москва-Ярославль всегда была колеи 1524 мм. А железная дорога Урочь (левый берег Волги)-Вологда-Архангельск изначально имела капскую колею, то есть 1067 мм.