Китай вложит миллиарды в скоростную магистраль
China Investment Corporation заявила о готовности инвестировать в проект ВСМ Москва—Казань 420 млрд рублей Китайские инвесторы готовы привлечь 420 млрд рублей в проект высокоскоростной магистрали Москва—Казань. С таким заявлением выступил первый вице-президент ОАО "РЖД" Александр Мишарин в ходе III Международного бизнес-саммита в Нижнем Новгороде. В частности, он сообщил, что ОАО "Скоростные магистрали" уже провело первичные переговоры с инвесторами и строительными компаниями КНР. По их итогам на правительственном уровне создана двусторонняя рабочая группа по рассмотрению вопросов строительства транспортного высокоскоростного коридора Москва—Пекин. Первый участок в России — Москва—Нижний Новгород—Казань. В Китае — Пекин—Урумчи. "Мы представили нашу модель, которая предусматривает привлечение заемного финансирования в размере 420 млрд рублей, — сообщил Мишарин. — Сегодня китайская сторона подтверждает, что такие средства фактически возможны. Вопрос в другом: условия, сроки предоставления кредитов, процентные ставки". По его словам, дальнейшие переговоры продолжатся уже в ближайшие дни, 15 сентября. На предстоящей встрече, как ожидается, будет рассмотрено предложение китайской стороны касательно модели финансирования проекта Москва—Нижний Новгород—Казань с учетом имеющегося технологического опыта и финансовых ресурсов, которыми сегодня располагают азиатские страны. Миллиарды из Поднебесной Высокоскоростная магистраль Москва—Нижний Новгород—Казань пройдет по территории семи регионов страны. Скорость движения поездов будет доходить до 400 км/ч, а полное время пути из конца в конец — 3,5 часа. Протяженность пути составит 770 км. Ввод в эксплуатацию запланирован на 2018 год. Весь проект территориально разделен на 4 участка, из которых один будет строить ОАО "РЖД", а три остальных профинансируют инвесторы. Заявленный объем инвестиций в проект ВСМ — 1,060 трлн рублей. Доля государственного финансирования оценивается в 380 млрд рублей (не более 70 млрд рублей в год), остальные средства планируется привлечь из Фонда национального благосостояния (ФНБ) и ОАО "РЖД". Отметим, что в лице китайской стороны потенциальным инвестором проекта является China Investment Corporation. Компания также намерена вкладывать средства в строительство Евразийского высокоскоростного коридора Россия—Китай. В проекте также могут принять участие китайская строительно-инжиниринговая компания CREC и ее дочернее предприятие CREEC. China Investment Corporation — одна из крупнейших государственных инвестиционных корпораций Китая. Основной целью компании с момента ее создания стало привлечение иностранного капитала, использование передовых технологий и моделей ведения бизнеса, включая менеджмент. В настоящее время в корпорацию входят 44 дочерние компании, в том числе банк. По информации первого вице-президента РЖД, в настоящее время переговоры ведутся и с рядом европейских инвесторов. "Мы практически еженедельно обсуждаем условия финансирования с Deutche Bahn. Предприятия, которые вошли в немецкую инициативу, — Немецкие железные дороги, Siemens и другие компании", — сообщил Мишарин. Вопрос времени На вопрос, удастся ли построить участок ВСМ к чемпионату мира по футболу, Александр Мишарин ответил, что "технологически это еще возможно", однако все зависит от того, как быстро будет принято решение. Напомним, 12 июля текущего года полномочный представитель президента в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич и министр транспорта РФ Максим Соколов провели совещание по вопросам развития транспортного комплекса регионов ПФО. В частности, на совещании обсуждался проект строительства к 2020 году международного транспортного маршрута Европа — Западный Китай, который пройдет через пять регионов округа, в том числе и через Нижегородскую область. Ранее главы нескольких регионов выступили с письменным обращением к президенту Владимиру Путину с просьбой о поддержке проекта строительства магистрали Москва—Казань. "За счет повышения транспортной доступности произойдет укрепление связей между крупнейшими городами России. Создание магистрали поддерживает более 80% жителей наших регионов", — отмечали руководители регионов в своем письме. ОАО "РЖД" в минувшем июне предлагала Минэкономразвития увеличить финансирование из ФНБ до 300 млрд рублей, за счет этого сократить инвестиции из бюджета. Премьер-министр Дмитрий Медведев в свою очередь заявлял, что проект будет реализовываться, но позднее — надо "дождаться чуть более энергичной экономической ситуации".
Михаил Прибыловский 12 сентября 2014
|