Теме Up «Пересветы» будут работать на угольных маршрутах
Тепловоз 2ТЭ25К «Пересвет» в будущем году начнёт вождение шеститысячников. Его способности проверили в ходе тягово-энергетических испытаний, которые прошли на участке Сосногорск – Коноша СЖД.
«Испытания подтвердили возможность вождения шеститысячников от Сосногорска до Коноши новыми грузовыми локомотивами 2ТЭ25К, – сообщил «Гудку» начальник дорожной тягово-энергетической лаборатории СЖД Виктор Пугачев. – Правда, на перегонах Ухта – Ярега и Реваж – Удима двухсекционному «Пересвету» не хватило мощности для преодоления крутых подъёмов, и тяжеловесы дважды пришлось подталкивать одной секцией тепловоза ТЭ10».
Но эти подъёмы и раньше вызывали трудности при вождении грузовых поездов. Например, составы весом 5,2 тыс. тонн, следующие с локомотивами 2ТЭ10М по участку Сосногорск – Коноша, тоже приходится подталкивать на тех же двух перегонах. Так что в целом, по мнению Виктора Пугачева, испытания можно признать успешными.
Сегодня на СЖД 13 «Пересветов». Все они приписаны к локомотивному эксплуатационному депо Печора и водят составы весом 5,2 тыс. тонн от Воркуты до Сосногорска. «До конца года магистраль должна получить ещё два таких локомотива, – сообщил заместитель начальника СЖД по локомотивному и вагонному хозяйствам Виктор Васильченко. – Пятнадцати исправно работающих «Пересветов» будет достаточно, чтобы обеспечить вождение всех угольных маршрутов по 5,2 тыс. тонн от Воркуты до Сосногорска без перелома веса на подъёмах».
«Начать же водить поезда весом 6 тыс. тонн на участке Сосногорск – Коноша планируется с 2010 года, – сообщил Виктор Васильченко. – Сейчас в ОАО «РЖД» формируется план по дальнейшей закупке «Пересветов». И как только первые машины из новой партии поступят на СЖД с ЗАО «УК «Брянский машиностроительный завод», на участке Сосногорск – Коноша начнётся вождение тяжеловесов. Тепловозы направят в локомотивное депо Сольвычегодск, где уже подготовлена база для их обслуживания и ремонта».
Одновременно СЖД рассматривает возможность вождения «Пересветами» составов с углем весом до 6 тыс. тонн от Воркуты до Сосногорска. Но на этом участке более сложный профиль пути. «Подталкивать тяжеловесы придётся как минимум в трёх местах, что с учётом меньших размеров движения экономически менее выгодно, – считает Виктор Пугачев. – Пропуску шеститысячников будут препятствовать и более сложные климатические условия, а также слабое развитие путевой инфраструктуры северного участка».
И всё же на СЖД уверены, что вождение тяжеловесных поездов новыми тепловозами по мере их поступления будет организовано на всём неэлектрифицированном воркутинском направлении до Коноши, откуда тяжеловесы пойдут уже с электровозами в Череповец и порты Санкт-Петербурга.
Вместе с тем в локомотивном хозяйстве магистрали отмечают, что из тринадцати тепловозов 2ТЭ25К сейчас только пять находятся в постоянной работе. Остальные стоят на заводском и деповском ремонте – это вдвое больше, чем допускается нормами содержания локомотивного парка. Примерно такое соотношение исправных и неисправных тепловозов новой модели сохраняется на протяжении полутора лет их эксплуатации. «Для организации вождения шеститысячников на воркутинском направлении дорога нуждается в поступлении новых «Пересветов», но все они должны работать, а не стоять», – подчёркивает Виктор Васильченко.
По мнению технолога отдела ремонта дирекции по ремонту тягового подвижного состава СЖД Сергея Кукалева, длительность простоев новых машин из-за неисправностей объясняется отсутствием в локомотивном депо Печора запаса узлов и агрегатов.
«Незначительные неисправности удаётся устранить на месте с помощью представителей завода-производителя, – отмечает Сергей Кукалев. – Но при серьёзных повреждениях дизель-генератора, компрессорного агрегата или тягового электродвигателя приходится отправлять их на ремонт поставщикам. Простаивать «Пересветы» будут гораздо меньше, если в депо держать хотя бы по одному запасному комплекту наиболее повреждаемых узлов».
«Для сокращения времени простоев мы намерены до конца нынешнего года создать в депо Печора переходящий запас узлов и агрегатов тепловоза 2ТЭ25К, – сообщил «Гудку» директор по качеству Брянского машиностроительного завода Александр Матросов. – Мы уже передали туда два колёсно-моторных блока, два тяговых электродвигателя, запчасти более чем по ста позициям, сейчас субпоставщик ОАО «Коломенский завод» направляет в Печору турбокомпрессор и ряд деталей дизель-генератора». По словам Александра Матросова, отказы приходятся в основном на «Пересветы» ранних номеров выпуска – с первого по девятый – и объясняются конструктивными недоработками новой модели.
«Но мы значительно изменили первоначальную конструкцию 2ТЭ25К, и машины, начиная с десятой и далее, работают сейчас на уровне эксплуатации основного парка локомотивов ОАО «РЖД», – подчеркнул он. – Конечно, количество отказов нас не устраивает, поэтому мы продолжаем добиваться стабильности технического состояния машин».
Как сообщил главный конструктор Брянского машиностроительного завода Валерий Говоров, наряду с локомотивами 2ТЭ25К завод готов начать серийный выпуск более совершенной модели «Пересвета» – 2ТЭ25А.
«Эти тепловозы с асинхронным тяговым двигателем будут более эффективны и надёжны в эксплуатации и смогут водить поезда весом до восьми тысяч тонн», – сказал Валерий Говоров.
Николай Порецкий, соб. корр. «Гудка» Ярославль
|