Немного о монгольских приключениях.
До возвращения в Россию оставался один день. Позади были гонки на машине за поездами вместе с Батхурэлом и его сыном, поездка в пустыню Гоби на поезде во время песчаной бури, вкуснейшая монгольская еда и много-много всего интересного. Машинисты были по-восточному приветливы, дежурные по станциям любезно подсказывали расписание ближайших поездов. Словом, снимать железную дорогу в Монголии было очень легко и интересно.
В предпоследний день, приехав на дневном поезде из Улан-Батора в Сухэ-Батор, я переночевал в гостинице, утром решил ещё немного поснимать, и вечером перейти границу в соседнем Алтан-Булаке и вернуться в Россию. Как только рассвело, я выдвинулся на север от Сухэ-Батора. Местность была очень живописная, слева от железной дороги протекала величественная Селенгэ, справа были высокие горы. По пути сфотографировав поезд Улан-Батор – Иркутск, ,безо всяких прицепок, состоящий всего из двух вагонов (обычно – один), в поисках живописной кривой я прошагал 11 километров, дойдя до легендарного разъезда Хойт, куда заходят российские 2ТЭ70
http://www.parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=228377&LNG=RU#picture . Хойт был последним монгольским разъездом, за ним в нескольких километрах начиналась Россия. Была мысль пройти дальше, но я не рискнул, хотя в Китае в прошлом году фотографировал в километре от Российской границы – и все было спокойно. Спросив у приветливой русскоговорящей дежурной-монголки, когда будет ближайший поезд, я вернулся на пару километров обратно, расстелил покрывало и стал загорать на холме в ожидании поезда. Поезд не заставил себя долго ждать. Сфотографировав его, я решил дождаться ещё чего-нибудь, поскольку место было очень уж симпатичным.
В это время из Сухэ-Батора за мной выдвинулось 3 группы пограничников по 4 человека в каждой. Как позже оказалось, их вызвала та самая милая дежурная с разъезда Хойт, назвав меня российским диверсантом. Первая группа приехала на УАЗике на разъезд и пошла на юг, вторая с биноклем караулила посередине, а третья выдвинулась пешком по рельсам из Сухэ-Батора. Я попался первой группе. Достаточно грубо затолкав меня в УАЗик, меня привезли обратно в Сухэ-Батор.
В Сухэ-Баторе выяснилось, что разъезд Хойт является погранзоной, и что по монгольским законам за нарушение режима погранзоны полагается 14 суток административного ареста. Сначала мне устроили допрос пограничники. Они не могли понять, что я делал в 5 километрах от границы и зачем именно там фотографировал железную дорогу. Конечно же мои объяснения, что там просто красивое место, их не устраивали. В комнату постоянно заходили какие-то монголы в форме, каждый смотрел на меня, как на обезьяну в зоопарке, раз по 5 рассматривал мой загранпаспорт и задавал на ломаном русском одни и те же вопросы. Наш диалог уже зашел в тупик - они все расспросили, я все рассказал - но меня все равно не отпускали. Позже выяснилось, что вечером должны приехать монгольские КГБшники и сотрудники контрразведки.
Последние были совсем недоверчивы и весьма неприятны, хотя великолепно говорили по-русски. У меня отобрали все вещи, паспорта, водительское удостоверение, 2 мобильных телефона, не дали даже позвонить домой, и велели ночевать до утра. О моей дальнейшей судьбе ничего не говорили. Протокол задержания не составляли. Ближе к полуночи правда, сжалились и разрешили вернуться в гостиницу, отдав лишь мыло и бритву, велев утром быть снова на погранзаставе. Ночью почти не спал. Перспектива провести 14 суток в Монгольской тюрьме за безвредное нарушение совсем не радовала. На мое счастье утром в Сухэ-Батор приехал Батхурэл, у которого начиналась вахта на дефектоскопе. Лишь после его долгих объяснений, демонстрации фотографий в интернете пограничники с трудом, но поверили, что я никакой не шпион. Впрочем, оставалось убедить ещё контрразведку. Потратив ещё несколько часов на составление протокола допроса, почти в обед я был отпущен восвояси, после чего как можно быстрее покинул Монголию.
Вывод один – даже в гостеприимной и пофигистской Монголии, где очень хорошо относятся к россиянам, не нужно расслабляться. Не говоря уже о более тоталитарных странах. И лучше все же не фотографировать вблизи границы. Конечно, можно сказать, что и сам дурак, нашел где снимать, но - слишком уж красивое было место )))