55 проводников молдавской железной дороги подали в суд на свое руководство. И теперь, по их словам, им всячески угрожают. Не берут в рейс, не платят зарплату. Пытаясь отстоять свои права, проводники прошли все инстанции: прокуратуру, Центр по борьбе с коррупцией, профсоюзы, инспекцию по труду и правозащитные организации.
- Линолеум мы меняем за свой счет, когда полочки рвутся, мы зашиваем их за свой счет, рундуки покрашены, тоже за наши деньги. Тамбура тоже, туалеты, плитка в туалете тоже положена за наш счет, - утверждает проводник поезда Людмила Раковицэ.
Марина Стегэреску, проводник поезда: - Газеты, те, что мы должны просто раздавать, как нам объяснил господин Гагауз, нас заставляют продавать…
Корреспондент: -кто заставляет?
Марина Стегэреску: - Дирекция.
Марина и Людмила провели нас в вагон, чтобы мы могли увидеть все сами. Зрелище, и впрямь, неприглядное: поломанные дверные ручки, порванный линолеум, перекошенные полки. Да еще от холода зуб на зуб не попадает. А стоит такой комфорт между прочим недешево.
- Вот я сегодня ехала с рыбницкого состава на Рени. Вот у меня жалоба, что в вагоне холодно. Сейчас скажу, сколько человек подписалось 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10, нет, даже 12. Вот видите, вы сейчас здесь находитесь и холодно, а если состав на ходу? Еще холоднее. Люди бедные кутаются в одеяла. А нам выдают только 5 ведер угля, этого хватит только в одну сторону доехать, - рассказывает проводник поезда Людмила Раковицэ.
У Марины собранны все прошения и жалобы в ответственные инстанции и отписки чиновников на них. У Людмилы – журнал учета, из которого ясно, что составы не ремонтируются, и уже давно.
Пока мы беседовали, кто-то успел предупредить железнодорожное начальство. Там явно пришлось не по нраву появление на территории резерва съемочной группы. Да так, что нам чуть было, не разбили камеру.
Беседа продолжилась уже в кабинете директора. Войти в кабинет проводницам директор управления ж/д по обслуживанию пассажиров Георгий Васильевич Морару не разрешил. И сразу заверил: «У нас, на сегодняшний день, железная дрога живет очень и очень хорошо.»
Позволяем себе в этом усомниться, и спрашиваем, почему угля так мало выделяют?
- Они растопили состав до такой степени, что люди жалуются, им там дышать от жары нечем, - утверждает директор управления ж/д по обсуживанию пассажиров Георгий Морару.
Но, у проводницы Людмилы, которая ждет в коридоре, на руках другая жалоба, идем за ней.
Люда : вот экземпляр, пожалуйста, возьмите.
Директор: - Значит так, вы мне скажите, когда на улице плюс 17, разве мы топим помещение?
Корреспондент - Но люди же жалуются, 12 человек подписались под жалобой, им холодно.
Проводница: - Вы как считаете, 5 ведер угля достаточно? 2 ведра только котел разогреть. На вагон, даже если на ночь экономить, не хватит 5 ведер на двое суток.
Директор: - Так, я только одного хочу, доказать, что это не так, как она говорит. Если два ведра на вагон, то жара в составе будет.
Корреспондент: - То есть 55 человек, которые подписались под иском, врут?
Георгий Васильевич отрицает все. В том числе и то, что проводников в рейс не берут, пока они за свой счет вагон не перекрасят и внутри и снаружи, не отремонтируют все, и инвентарь в виде лопат, ведер и подстаканников сами не купят.
Директор: - Они не обязаны это делать, их вообще к составам не допускают, кто им разрешил там красить?
Люда: - С вашего указания.
Директор: - Вот идешь и видишь, один вагон покрашен коричневым, другой серым, другой зеленым, при том самовольно, а потом мы вынуждены все заново перекрашивать.
Люда: - Георгий Васильевич, вы так врете, я это вам в глаза говорю. Как вы можете? В Депо ни разу ни один состав за государственный счет не красился.
Людмила и все остальные 55 подписавшихся под судебным иском проводников боятся лишиться работы. Но терять им нечего, одна надежда - на то, что их беда станет известна всем.
- Люди боятся уже, вы до того уже дошли, то не просто в рейс не пускаете, вы им угрожаете. Я это открыто говорю, Георгий Васильевич, как Вы нам говорите? Ты не пойдешь в рейс, все, можешь уже не работать, - отмечает проводник поезда Людмила Раковицэ.
|