Кунгуров? Ну да, еще тот "историк" вообще и ЖД в частности... Демагог он!!! Ну вот взять хотя бы процитированные из него фразы: 1. "В общем после издания императорского указа о создании сети железных дорог от 26 января 1857 г., паровозные магистрали в России начали строить именно по соображениям военной необходимости." В первой фразе есть несомненное пердергивание - в России при выдаче разрешений на строительство учитывались военно-стратегические соображения, но только в тех местностях, где эти соображения могли иметь место. А именно на западе империи, а не повсеместно, как старается уверить нас "историк". Да там, на западе, это было только в действительно важных случаях пусть данный "специалист" докажет ubi et orbi стратегическое значение Лодзинской фабричной ЖД!!! А мы порадуемся раззвлечению. Ну или, скажем навскидку, Ряжско-Моршанской, Рязано-Козловской или Одесско-Балтской... 2. "Без них, какую бы многочисленную армию Россия не имела, защитить свои рубежи она уже не могла." Ну да, ну да... Защита рубежей родины в Нижнем Новгороде (Московск-Нижегородская), Воронеже или Козлове (Козлово-Воронежская), Тамбове (Тамбово-Козловская) или в Тамбове с Саратовым (Тамбово-Саратовская)!!! И еще на многочисленых подъездных (зачастую узкоколейных) путях!!! без этого была невозможна защита Родины!!! Заметим сразу что во времена Империи ни одна, даже самя маленькая ЖД не могла быть построена без предварительного Высочайшего позволения. даже те, кто строил без всякой финансовой помощи государства. Сначала Высочайшее позволение, затем Высочайшее одобрение Уства и лишь затем начало строительства. "Не стоит читать перед обедом советских газет...", тем более, что есть доступ к правдивой информации.
Можно даже и не обращаясь к иностранным авторитетам, взять и прочитать четырехтомник "Наша железнодорожная политка по документа архива Комитета Министров" изданый еще в 1902 году. И там не просто так а как раз по материалам архивов этого самого комитета и составлено, и не просто так , "а подробно с именами, фамилиями и датам" рассказывается, что, когда и почему строилось. И как работала эта Жд и как и отчего она "вдруг" потом оказалась казенной. Или, ежели, кто не хочет ажно четыре тома лопатить, то можно почитать "Историю ЖД дела в России" Головачева. Но она издана 1881 году и, соответственно, охватывает период на 20 лет меньше, чем четырехтомник.
Но, ежели кто принципиально не хочет обращаться к отечественным работам по истории наших ЖД, вполне можно читать не только Хайвуда, но и широко известного Вествуда, который с 1954 года специализируется на истории российских ЖД. J.N. Westwood A history of Russian Railways. London. George Allen and Unwin Ltd. 1964. И моментально же, в 1966 изданую в Швейцарии: J.N. Westwood Geschichte der Russischen Eisenbahnen Orell Fussli Verlag Zurich. 1966
P.S. Не стоит ссылаться на раритетность указаных мной отечественных работ по истории наших ЖД. Я же их себе достал! Они давным давно выложены в И-нете для всеобщего образования. Впрочем, как и многие другие...
|