Parovoz.COM

Сайт "Паровоз ИС" - российский (и не только) железнодорожный портал.
Текущее время: 28/03/2024 13-04

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Катастрофа на КБШ в 1941
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 20/05/2009 10-32 
Оранжевые штаны

Зарегистрирован: 25/04/2008 10-41
Сообщения: 41
Далее текст с сайта www.pnz.ru
******************************************************
Школьники раскрыли тайну аварии времен ВОВ
В 1941 году в железнодорожной катастрофе в Пензенской области погибли 30 человек. В этот лес у села Новые Забалки Городищенского района часто ходят грибники. Перейдя через железнодорожные пути, они пересекают небольшой пригорок почти у самых рельсов и углубляются дальше в посадки в поисках опят и подосиновиков. Большинство из них даже не подозревают о том, что каждый раз, отправляясь за грибами, они проходят мимо братской могилы. 67 лет назад здесь, в наспех вырытой яме, без памятников и опознавательных табличек, были похоронены 30 человек. После этого о них было забыто.

Зима 1941-го. Старожилы окрестных сел вспоминают, что в тот год стояли сильные морозы. Но думать о холодах было некогда - началась Великая Отечественная война. По дорогам страны к фронту двигались эшелоны, груженные оружием, боеприпасами. Защищать Родину ехали сотни тысяч молодых солдат, готовых отдать жизнь за свою страну.

29 декабря на полустанке неподалеку от села Новые Забалки должны были заправить поезд, груженный снарядами. Состав вовремя пришел на нужный километр путей, рабочие железной дороги начали готовить дрова для топлива. Тем временем к станции Шнаево подходил другой эшелон, везший на фронт под Москву солдат. Два состава должны были благополучно разойтись на перегоне между станциями Шнаево и Канаевка. Но этого не случилось.

Во время заправки топливом от грузового поезда то ли по причине неисправности, то ли просто из-за чьей-то халатности оторвались 19 хвостовых вагонов. Стремительно набирая скорость, они двинулись навстречу эшелону с солдатами. Столкновение произошло через шесть километров. Снаряды, лежащие в вагонах, взорвались почти сразу же. Ударной волной страшной силы выбило окна в домах окрестных деревень, разворотило железнодорожные пути. В тот день на этом перегоне погибли 30 человек, еще несколько были ранены.

- Вскоре после ЧП из Пензы прибыл восстановительный поезд с руководством отделения и сотрудниками НКВД, - вспоминал житель села Канаевка, ветеран Великой Отечественной войны Николай Петрович в беседе с учениками Новозабалкинской школы. - Мне, 18-летнему пареньку, и еще двум местным мужикам приказали взять лопаты, носилки и следовать на место аварии.

Было еще темно, мороз стоял трескучий. Помню, светим фонариком и видим: возле рельсов разбросаны осколки снарядов, тела погибших людей, обрывки одежды - военной и гражданской, каких-то досок... Трупы мы собирали и складывали в ряд.

Хоронить погибших во время аварии на железной дороге решено было в спешном порядке, а само ЧП - сохранить в режиме секретности. Его огласка в военное время была недопустимой для советской армии.

Постепенно на месте взрыва и братской могилы выросла трава, деревья. В деревнях оставалось все меньше очевидцев тех событий. Память о захоронении времен войны жила разве что в дедовских рассказах.

- Ученики нашей школы услышали о случившейся много лет назад аварии от своих родственников, - говорит учитель истории школы села Новые Забалки Светлана Ягудина. - Ребятам показалось несправедливым, что эта братская могила оказалась заброшенной. Погибшие на этом перегоне люди ехали на фронт для того, чтобы отдать жизнь за свою страну, а вместо этого бесславно, по трагической случайности погибли в тылу, а не на полях сражений.

Вместе с детьми и учителями нашей школы мы создали специальную поисковую группу для того, чтобы установить личности похороненных возле нашего села и почтить их память.

Информацию об аварии 60-летней давности поисковой группе пришлось собирать буквально по крупицам. Удалось поговорить с очевидцами тех далеких событий. Завуч школы Валерий Соколов отправил запросы в областной архив и в хранилища различных ведомств. Самым сложным было установить имена погибших. Ответ на этот вопрос пришел из архива УВД Пензенской области. Там сохранились материалы уголовного дела, возбужденного в отношении виновных в аварии.

- Сейчас мы очень хотим связаться с родными тех людей, которые погибли возле нашей деревни, - говорит Светлана Ягудина. - Многие из них родились в нашей области. Большинство из них - стрелки Пензенской военизированной охраны. Среди них Григорий Сергеевич Никандрин, Александр Павлович Никандрин, уроженцы Камешкирского района, Иван Григорьевич Михайлов из Кондольского района и многие другие.

Если вы что-то знаете об этих людях, обратитесь в редакцию нашей газеты или по телефону Новозабалкинской школы (84158) 3-52-36.

Сейчас на месте еще недавно забытого захоронения стоит деревянный крест. По инициативе поисковой группы Новозабалкинской школы возле братской могилы прошла православная панихида. А седьмого мая здесь установили мемориальную доску в память о погибших в страшной аварии на 748-м километре железной дороги.

Дарья Тараканова


«Комсомольская правда, Пенза - Саранск», №71, 16 мая 2009 г.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 26


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
TopList Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB