Parovoz.COM
http://parovoz.com/phpBB2/

Салехард-Игарка
http://parovoz.com/phpBB2/viewtopic.php?f=2&t=2050
Страница 1 из 3

Автор:  Николай [ 30/01/2007 20-59 ]
Заголовок сообщения:  Салехард-Игарка

В 2005 году шло много разговоров (в разных источниках) о восстановлении линии Салехард-Игарка (501-503 стройка при Сталине). Сейчас действуют участки Чум-Лабытнанги и (может быть, ошибаюсь) Надым-Коротчаево. В Ермаково была экспедиция МИИТа, обещали представить в августе отчет, шли разговоры о привлечении частных инвесторов ("Нор. никель" и т.д.).

Может, кто знает, следует ли какое-нибудь продолжение? А то даже отчета найти не могу. Или как обычно - все плохо, денег нет, а бумаги пусть пока под сукном полежат...?

Автор:  Илья [ 02/02/2007 11-37 ]
Заголовок сообщения: 

Заметки были в МИИТовской газете "Инженер Транспорта" http://www.miit.ru/gazeta/index.htm
http://www.miit.ru/gazeta/archiv/06_01/s20.html
http://www.miit.ru/gazeta/archiv/06_03/s4.html
и т.д.

Автор:  Чайник [ 15/10/2007 23-47 ]
Заголовок сообщения: 

Во многих материалах пишут, что эта дорога, будучи только постоенной, разваливалась, поезда сходили с рельсов. Но как же тогда дорога от Н.Уренгоя и до Ямбурга, которые действуют?

Автор:  Олег Измеров [ 16/10/2007 09-31 ]
Заголовок сообщения: 

Разваливаться может и дорога, построенная в средней полосе. Весь вопрос, как строили.

Автор:  user5971 [ 17/10/2007 12-32 ]
Заголовок сообщения: 

Чайник писал(а):
Во многих материалах пишут, что эта дорога, будучи только постоенной, разваливалась, поезда сходили с рельсов. Но как же тогда дорога от Н.Уренгоя и до Ямбурга, которые действуют?


читал тут книгу "заполярная магистраль" 200* гг, книга конечно сильно политизированная, но интересных фактов там навалом, так вот 503 и 501 строились "зэками с тачкой и кайлом" с минимумом затрат. один из мастеров работавших там говорит если бы тогда были технолигии и путейская техника, которые есть сейчас - они бы построили всё за полтора года,

Автор:  Чайник [ 17/10/2007 18-22 ]
Заголовок сообщения: 

Думаю, сейчас вполне выгодно было бы построить дорогу от Норильска через Н.Уренгой, Лабытнанги до Архангельска.


Интересно, кто-либо из пользователей сайта ездил в экспедиции на заполярную дорогу? А то неплохо было бы съездить туда. В Интернете очень мало фотографий оттуда.

Автор:  Александр Малянов [ 22/10/2007 08-52 ]
Заголовок сообщения: 

Чайник писал(а):
Интересно, кто-либо из пользователей сайта ездил в экспедиции на заполярную дорогу? А то неплохо было бы съездить туда. В Интернете очень мало фотографий оттуда.


На сайте avp.travel.ru есть два рассказа о путешествиях по 501-й стройке (в разделе "архивы").
Множество фотографий есть и в журнале Александра Фетисова af1461.livejournal.com

Автор:  Шаэнн [ 22/10/2007 18-15 ]
Заголовок сообщения: 

Из газеты "Октябрьская магистраль":
http://oktmag.spb.ru/enter/

«Мертвая дорога»

Главной железной дорогой, возводимой политическими заключенными послевоенного периода, была «Мертвая дорога». Так окрестили линию Чум–Салехард–Игарка в 1970-х годах, когда ее срединную часть (от Уренгоя до Надыма) решили «реанимировать» и использовать для освоения месторождений углеводородного сырья, открытых на севере Западной Сибири.

В постановлении Совмина СССР 1949 года предписывалось МВД проложить железную дорогу (около 700 километров) к морскому порту (который также нужно было построить) на мысе Каменный западного побережья Обской губы. Таким образом, получался круглогодичный дублер Северного морского пути.

Еще до этого было создано Северное управление лагерей железнодорожного строительства МВД СССР (начальник В.Барабанов), которому подчинялись Строительное управление № 501 и Обской лагерь. Первоначально линия должна была проходить от Северо-Печорской дороги (станция Чум) до Обской и далее идти на север к порту на мысе Каменный (682 километра). От Обской планировалось провести к реке Обь ветвь в 16 километров.

В первый год на стройке работало около семи тысяч заключенных, собранных со многих ИТЛ страны в основном на «добровольных» условиях: предлагался льготный зачет одного рабочего дня за два, а то и три дня заключения – в зависимости от производительности труда. Вначале организационная структура Обского исправительно-трудового лагеря выглядела следующим образом: 5 отделений, в каждом отделении 2–3 колонны по 300–500 человек. Для производства работ каждому отделению, которые распределялись вдоль строящейся линии, выделялся участок от 20 до 35 километров. Бригадирами колонн становились авторитетные в уголовном мире заключенные, а политзаключенным доставались самые тяжелые работы, выполняемые в основном вручную. Двойной гнет и тяжесть подневольного труда заставляли их идти порой на неповиновение, чего бы это ни стоило. Так, в конце 1940-х годов на строящейся станции Елецкая (участок Чум–Лабытнанги) бывшие солдаты-фронтовики, не выдержав каторжных условий, восстали. Они разгромили конвой, освободили несколько лагерей, но были жестоко подавлены войсками.

Когда по результатам тщательных изысканий стало ясно, что морской порт в Обской губе строить невозможно (отсутствие строительного материала, сплошные болота и небольшая глубина в прибрежной акватории), решили сооружать морской порт на Енисее в Игарке и туда проложить дорогу, которая вырастала до 1430 километров. Для этого усилили рабочими кадрами не только СУ № 501, но и образовали СУ № 503 с Енисейским ИТЛ. После этого в управлении лагерей строительства сложилась следующая структура: СУ № 501 (Салехард, начальник В.Самодуров, число заключенных на 1951 год – 41 718) должно было построить линию в 880 километров от станции Чум до реки Пур (при этом учитывалось, что часть линии от Чума до Салехарда уже была в основном сооружена), а также порт в Игарке; СУ № 503 (Ермаково, начальник А.Артамонов, число заключенных – 22 421) – участок длиной 550 километров от реки Пур до поселка Игарка.

В Обском лагере к июлю 1950 года численность заключенных достигла 45 тысяч человек, в Енисейском ИТЛ – 30 тысяч. В них политических было около 30 процентов, и именно они-то в основном и работали на строительстве «Мертвой дороги». Уголовники либо вообще не работали, либо трудились на внутрилагерных объектах.

Отметим, что смертность заключенных на этой стройке была не из самых высоких, а именно 2,2 процента от всех прибывших в период с 1947 по 1953 год (для сравнения в Севвостлаге на Колыме – 14 процентов).

В скоплении ИТЛ этой стройки (а колонны зэков располагались вдоль линии на расстоянии 5–7 километров) образовались как обычные лагеря на 1200 заключенных размером 500 на 500 метров, обнесенные двумя рядами колючей проволоки, так и режимные. Режимлаг – это тюрьма в тюрьме с высоченными заборами. Для его заключенных система поощрительных зачетов рабочих дней не действовала. Были и кандальные лагеря – кандлаги (заключенные работали в кандалах).

Главными препятствиями к успешному сооружению всей линии являлись отсутствие стройматериалов и речные преграды. Конструкции и лесоматериалы для мостов (в основном деревянных) завозились по рекам либо с севера по Северному морскому пути, либо с юга с верховий крупных рек (Оби, Енисея и других). Также завозили рельсы, подвижной состав и иное оборудование. Еще летом 1952-го стала понятна бесперспективность дороги, которая пожирала огромные материальные и людские ресурсы, но реального окончания строительства не было видно. Поэтому значительная часть рабочей силы СУ № 503 была тогда же перебазирована на Дальний Восток. К апрелю 1953 года на трассе Чум–Игарка рельсы были уложены на 887 километрах главных путей. При этом на участке Чум–Лабытнанги ввели даже временное движение (в 1958-м этот участок был введен в постоянную эксплуатацию). Рельсы уложили на участках от Салехарда до Надыма и далее до реки Хетта; от реки Таз в сторону Енисея; от Ермаково в сторону реки Таз до Янова Стана, пересекая реку Турухан; наконец, от Игарки вдоль Енисея до Черной речки. На многих этих островных участках действовало рабочее движение поездов. Весной 1953 года возведение дороги было прекращено.

В 1980-е комсомольцы – строители новых дорог северо-западного региона Сибири соприкоснулись с «Мертвой дорогой» на участке Уренгой (нынче Коротчаево)–Новый Уренгой, где около 30 лет тому назад было отсыпано заключенными земляное полотно. Новая дорога от Нового Уренгоя была проложена далее на север к Ямбургу. Позже и дорога на Надым от Нового Уренгоя приобрела второе дыхание. Далее была построена часть дороги от Обской на север до полуострова Ямал, но не вдоль восточного побережья, как когда-то намечалось, а вдоль западного – в направлении Бованенкова. Все они и в настоящее время доводятся до своего проектного положения, превратившись, таким образом, в долгострой. С 2006 года началось восстановление и самого западного участка «Мертвой дороги» Салехард–Надым. •
Леонид КОРЕНЕВ, директор музея ПГУПСа
[/b]

Автор:  Seryishanson [ 26/10/2007 21-35 ]
Заголовок сообщения: 

Я вот хочу в ноябре прогуляться с Салехарда до Надыма в одиночку, но буду рад попутчикам. Есть тут смельчаки?

Автор:  MaF [ 26/10/2007 23-19 ]
Заголовок сообщения: 

Кхм...а не замерзнете?Туда летом надо...

Автор:  Seryishanson [ 27/10/2007 13-23 ]
Заголовок сообщения: 

MaF писал(а):
Кхм...а не замерзнете?Туда летом надо...

Куртейка теплая очень, альпинистская, думаю, не замёрзну.

Автор:  DennisM [ 28/10/2007 10-42 ]
Заголовок сообщения: 

MaF писал(а):
Туда летом надо...

А летом там комариков тьма... :)

Автор:  Сан Саныч [ 02/06/2008 19-41 ]
Заголовок сообщения:  Re: Салехард-Игарка

Летом плохо ещё и тем, что мосты через многие реки на дороге разрушены. Зимой переправляться, само собой, проще -- по льду.

Автор:  vivan755 [ 04/06/2008 07-53 ]
Заголовок сообщения:  Re: Салехард-Игарка

Ага, только учтите, что зима там начинается в октябре, и снег лежит такой, что Васька не чешись... Так что лучше лодку взять*, чем лыжи, да и то - лодка не нужна, пара бревен спасут отца русской демократии :)
А комары - это да... Мне летом в ХМАО приходится на перегоны в энцефалитке ходить, иначе съедят, и реппелент особо не помогает
* - а по мнению некоторых сотрудников ВОХР и ЛОВД - лучше вообще водку взять...

Автор:  DennisM [ 08/06/2008 17-56 ]
Заголовок сообщения:  Re: Салехард-Игарка

Eagle755 писал(а):
* - а по мнению некоторых сотрудников ВОХР и ЛОВД - лучше вообще водку взять...

Наружно, или внутрь? :wink: :D

Автор:  vivan755 [ 14/06/2008 09-45 ]
Заголовок сообщения:  Re: Салехард-Игарка

Цитата:
Наружно, или внутрь?

Внутрь водку, наружно молодку
А что, вполне обычные вопросы "а х*ли ты не бухаешь", "а футболом чё не увлекаешься?"

Автор:  Train-and-Bus [ 16/06/2008 22-06 ]
Заголовок сообщения:  Re: Салехард-Игарка

На самом деле, в те места было намного больше экспедиций, чем мы себе представляем. Вот, этой весной закончилась экспедиция Донецкого клуба автостопа "Магистраль" в Игарку, а ее участник Гусар предстал на Весенней Украинской Эльбе -2008 без серьезных признаков обморожения или многочисленных комаринных укусов. Я думаю, что нужно спрашивать о тамошних местах и способах достижения их, а не ЖД-работников.

Автор:  Петришин М. [ 17/06/2008 10-58 ]
Заголовок сообщения:  Re: Салехард-Игарка

Смысла ходить туда зимой не вижу, все интересное скрыто сугробами, через которые еще и идти надо, кстати. Лучше уж летниие комары, гнус и мокрец, чем непролазные сугробы. Бывал в тундре и скажу что с этой летающей гопотой главное спокойствие, ведь от них все равно ни куда не денешься. Мы юзали ДЭТУ, она в целом работает успешно, только нужно учесть что любая мазилка помогает (или не помогает) только в одном - предупреждает укусы, но не избавляет от этого гудящего роя вокруг, в лицо они лезут все равно, но хотя бы не кусают. Накомарник штука хорошая, но смысл в целом тот же что и с мазилкой.

Автор:  Seryishanson [ 26/06/2008 08-38 ]
Заголовок сообщения:  Re: Салехард-Игарка

Ну так что, собираем экспедицию или как? Я согласен отправиться. Сейчас пока в Иркутске, завтра на запад двигаю.

Автор:  Seryishanson [ 11/07/2008 20-44 ]
Заголовок сообщения:  Re: Салехард-Игарка

Комрады, а что интересного можно увидеть завтра в Новом Уренгое?

Страница 1 из 3 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/