Parovoz.COM

Сайт "Паровоз ИС" - российский (и не только) железнодорожный портал.
It is currently 22/11/2017 14-18

All times are UTC - 5 hours [ DST ]




Post new topic Reply to topic  [ 44 posts ]  Go to page 1, 2, 3  Next
Author Message
Unread postPosted: 30/01/2007 13-59 
Оранжевые штаны

Joined: 25/03/2006 15-58
Posts: 41
Location: Москва
В 2005 году шло много разговоров (в разных источниках) о восстановлении линии Салехард-Игарка (501-503 стройка при Сталине). Сейчас действуют участки Чум-Лабытнанги и (может быть, ошибаюсь) Надым-Коротчаево. В Ермаково была экспедиция МИИТа, обещали представить в августе отчет, шли разговоры о привлечении частных инвесторов ("Нор. никель" и т.д.).

Может, кто знает, следует ли какое-нибудь продолжение? А то даже отчета найти не могу. Или как обычно - все плохо, денег нет, а бумаги пусть пока под сукном полежат...?


Top
 Profile  
 
 Post subject:
Unread postPosted: 02/02/2007 04-37 
Сиреневые штаны

Joined: 12/02/2006 15-44
Posts: 221
Location: Московская область
Заметки были в МИИТовской газете "Инженер Транспорта" http://www.miit.ru/gazeta/index.htm
http://www.miit.ru/gazeta/archiv/06_01/s20.html
http://www.miit.ru/gazeta/archiv/06_03/s4.html
и т.д.


Top
 Profile  
 
 Post subject:
Unread postPosted: 15/10/2007 16-47 
Оранжевые штаны

Joined: 15/10/2007 14-59
Posts: 18
Во многих материалах пишут, что эта дорога, будучи только постоенной, разваливалась, поезда сходили с рельсов. Но как же тогда дорога от Н.Уренгоя и до Ямбурга, которые действуют?


Top
 Profile  
 
 Post subject:
Unread postPosted: 16/10/2007 02-31 
Разваливаться может и дорога, построенная в средней полосе. Весь вопрос, как строили.


Top
  
 
 Post subject:
Unread postPosted: 17/10/2007 05-32 
Жёлтые штаны

Joined: 21/02/2006 04-55
Posts: 431
Location: пустое место
Чайник wrote:
Во многих материалах пишут, что эта дорога, будучи только постоенной, разваливалась, поезда сходили с рельсов. Но как же тогда дорога от Н.Уренгоя и до Ямбурга, которые действуют?


читал тут книгу "заполярная магистраль" 200* гг, книга конечно сильно политизированная, но интересных фактов там навалом, так вот 503 и 501 строились "зэками с тачкой и кайлом" с минимумом затрат. один из мастеров работавших там говорит если бы тогда были технолигии и путейская техника, которые есть сейчас - они бы построили всё за полтора года,


Top
 Profile  
 
 Post subject:
Unread postPosted: 17/10/2007 11-22 
Оранжевые штаны

Joined: 15/10/2007 14-59
Posts: 18
Думаю, сейчас вполне выгодно было бы построить дорогу от Норильска через Н.Уренгой, Лабытнанги до Архангельска.


Интересно, кто-либо из пользователей сайта ездил в экспедиции на заполярную дорогу? А то неплохо было бы съездить туда. В Интернете очень мало фотографий оттуда.


Top
 Profile  
 
 Post subject:
Unread postPosted: 22/10/2007 01-52 
Зелёные штаны

Joined: 02/05/2006 04-43
Posts: 186
Location: Москва
Чайник wrote:
Интересно, кто-либо из пользователей сайта ездил в экспедиции на заполярную дорогу? А то неплохо было бы съездить туда. В Интернете очень мало фотографий оттуда.


На сайте avp.travel.ru есть два рассказа о путешествиях по 501-й стройке (в разделе "архивы").
Множество фотографий есть и в журнале Александра Фетисова af1461.livejournal.com


Top
 Profile  
 
 Post subject:
Unread postPosted: 22/10/2007 11-15 
Жёлтые штаны

Joined: 25/10/2006 13-31
Posts: 604
Location: Санкт Петербург
Из газеты "Октябрьская магистраль":
http://oktmag.spb.ru/enter/

«Мертвая дорога»

Главной железной дорогой, возводимой политическими заключенными послевоенного периода, была «Мертвая дорога». Так окрестили линию Чум–Салехард–Игарка в 1970-х годах, когда ее срединную часть (от Уренгоя до Надыма) решили «реанимировать» и использовать для освоения месторождений углеводородного сырья, открытых на севере Западной Сибири.

В постановлении Совмина СССР 1949 года предписывалось МВД проложить железную дорогу (около 700 километров) к морскому порту (который также нужно было построить) на мысе Каменный западного побережья Обской губы. Таким образом, получался круглогодичный дублер Северного морского пути.

Еще до этого было создано Северное управление лагерей железнодорожного строительства МВД СССР (начальник В.Барабанов), которому подчинялись Строительное управление № 501 и Обской лагерь. Первоначально линия должна была проходить от Северо-Печорской дороги (станция Чум) до Обской и далее идти на север к порту на мысе Каменный (682 километра). От Обской планировалось провести к реке Обь ветвь в 16 километров.

В первый год на стройке работало около семи тысяч заключенных, собранных со многих ИТЛ страны в основном на «добровольных» условиях: предлагался льготный зачет одного рабочего дня за два, а то и три дня заключения – в зависимости от производительности труда. Вначале организационная структура Обского исправительно-трудового лагеря выглядела следующим образом: 5 отделений, в каждом отделении 2–3 колонны по 300–500 человек. Для производства работ каждому отделению, которые распределялись вдоль строящейся линии, выделялся участок от 20 до 35 километров. Бригадирами колонн становились авторитетные в уголовном мире заключенные, а политзаключенным доставались самые тяжелые работы, выполняемые в основном вручную. Двойной гнет и тяжесть подневольного труда заставляли их идти порой на неповиновение, чего бы это ни стоило. Так, в конце 1940-х годов на строящейся станции Елецкая (участок Чум–Лабытнанги) бывшие солдаты-фронтовики, не выдержав каторжных условий, восстали. Они разгромили конвой, освободили несколько лагерей, но были жестоко подавлены войсками.

Когда по результатам тщательных изысканий стало ясно, что морской порт в Обской губе строить невозможно (отсутствие строительного материала, сплошные болота и небольшая глубина в прибрежной акватории), решили сооружать морской порт на Енисее в Игарке и туда проложить дорогу, которая вырастала до 1430 километров. Для этого усилили рабочими кадрами не только СУ № 501, но и образовали СУ № 503 с Енисейским ИТЛ. После этого в управлении лагерей строительства сложилась следующая структура: СУ № 501 (Салехард, начальник В.Самодуров, число заключенных на 1951 год – 41 718) должно было построить линию в 880 километров от станции Чум до реки Пур (при этом учитывалось, что часть линии от Чума до Салехарда уже была в основном сооружена), а также порт в Игарке; СУ № 503 (Ермаково, начальник А.Артамонов, число заключенных – 22 421) – участок длиной 550 километров от реки Пур до поселка Игарка.

В Обском лагере к июлю 1950 года численность заключенных достигла 45 тысяч человек, в Енисейском ИТЛ – 30 тысяч. В них политических было около 30 процентов, и именно они-то в основном и работали на строительстве «Мертвой дороги». Уголовники либо вообще не работали, либо трудились на внутрилагерных объектах.

Отметим, что смертность заключенных на этой стройке была не из самых высоких, а именно 2,2 процента от всех прибывших в период с 1947 по 1953 год (для сравнения в Севвостлаге на Колыме – 14 процентов).

В скоплении ИТЛ этой стройки (а колонны зэков располагались вдоль линии на расстоянии 5–7 километров) образовались как обычные лагеря на 1200 заключенных размером 500 на 500 метров, обнесенные двумя рядами колючей проволоки, так и режимные. Режимлаг – это тюрьма в тюрьме с высоченными заборами. Для его заключенных система поощрительных зачетов рабочих дней не действовала. Были и кандальные лагеря – кандлаги (заключенные работали в кандалах).

Главными препятствиями к успешному сооружению всей линии являлись отсутствие стройматериалов и речные преграды. Конструкции и лесоматериалы для мостов (в основном деревянных) завозились по рекам либо с севера по Северному морскому пути, либо с юга с верховий крупных рек (Оби, Енисея и других). Также завозили рельсы, подвижной состав и иное оборудование. Еще летом 1952-го стала понятна бесперспективность дороги, которая пожирала огромные материальные и людские ресурсы, но реального окончания строительства не было видно. Поэтому значительная часть рабочей силы СУ № 503 была тогда же перебазирована на Дальний Восток. К апрелю 1953 года на трассе Чум–Игарка рельсы были уложены на 887 километрах главных путей. При этом на участке Чум–Лабытнанги ввели даже временное движение (в 1958-м этот участок был введен в постоянную эксплуатацию). Рельсы уложили на участках от Салехарда до Надыма и далее до реки Хетта; от реки Таз в сторону Енисея; от Ермаково в сторону реки Таз до Янова Стана, пересекая реку Турухан; наконец, от Игарки вдоль Енисея до Черной речки. На многих этих островных участках действовало рабочее движение поездов. Весной 1953 года возведение дороги было прекращено.

В 1980-е комсомольцы – строители новых дорог северо-западного региона Сибири соприкоснулись с «Мертвой дорогой» на участке Уренгой (нынче Коротчаево)–Новый Уренгой, где около 30 лет тому назад было отсыпано заключенными земляное полотно. Новая дорога от Нового Уренгоя была проложена далее на север к Ямбургу. Позже и дорога на Надым от Нового Уренгоя приобрела второе дыхание. Далее была построена часть дороги от Обской на север до полуострова Ямал, но не вдоль восточного побережья, как когда-то намечалось, а вдоль западного – в направлении Бованенкова. Все они и в настоящее время доводятся до своего проектного положения, превратившись, таким образом, в долгострой. С 2006 года началось восстановление и самого западного участка «Мертвой дороги» Салехард–Надым. •
Леонид КОРЕНЕВ, директор музея ПГУПСа
[/b]


Top
 Profile  
 
 Post subject:
Unread postPosted: 26/10/2007 14-35 
Сиреневые штаны

Joined: 16/06/2006 14-50
Posts: 284
Location: Мурманск - Салехард
Я вот хочу в ноябре прогуляться с Салехарда до Надыма в одиночку, но буду рад попутчикам. Есть тут смельчаки?

_________________
Разом нас богато, нас не подолати.


Top
 Profile  
 
 Post subject:
Unread postPosted: 26/10/2007 16-19 
Малиновые штаны

Joined: 12/04/2006 16-04
Posts: 936
Кхм...а не замерзнете?Туда летом надо...

_________________
Sony Nex-5/Pentax 6x7/Cambo 4x5


Top
 Profile  
 
 Post subject:
Unread postPosted: 27/10/2007 06-23 
Сиреневые штаны

Joined: 16/06/2006 14-50
Posts: 284
Location: Мурманск - Салехард
MaF wrote:
Кхм...а не замерзнете?Туда летом надо...

Куртейка теплая очень, альпинистская, думаю, не замёрзну.

_________________
Разом нас богато, нас не подолати.


Top
 Profile  
 
 Post subject:
Unread postPosted: 28/10/2007 03-42 
Зелёные штаны

Joined: 13/02/2006 05-54
Posts: 195
Location: Московская область, город Фрязино
MaF wrote:
Туда летом надо...

А летом там комариков тьма... :)

_________________
С уважением, Денис Михайлов.


Top
 Profile  
 
Unread postPosted: 02/06/2008 12-41 
Белые штаны

Joined: 02/06/2008 12-22
Posts: 64
Location: Санкт-Петербург
Летом плохо ещё и тем, что мосты через многие реки на дороге разрушены. Зимой переправляться, само собой, проще -- по льду.

_________________
Нет таких ЖД форумов, где не обсуждаются темы про постоянку/переменку и легальность фотографирования.


Top
 Profile  
 
Unread postPosted: 04/06/2008 00-53 
Ага, только учтите, что зима там начинается в октябре, и снег лежит такой, что Васька не чешись... Так что лучше лодку взять*, чем лыжи, да и то - лодка не нужна, пара бревен спасут отца русской демократии :)
А комары - это да... Мне летом в ХМАО приходится на перегоны в энцефалитке ходить, иначе съедят, и реппелент особо не помогает
* - а по мнению некоторых сотрудников ВОХР и ЛОВД - лучше вообще водку взять...


Top
  
 
Unread postPosted: 08/06/2008 10-56 
Зелёные штаны

Joined: 13/02/2006 05-54
Posts: 195
Location: Московская область, город Фрязино
Eagle755 wrote:
* - а по мнению некоторых сотрудников ВОХР и ЛОВД - лучше вообще водку взять...

Наружно, или внутрь? :wink: :D

_________________
С уважением, Денис Михайлов.


Top
 Profile  
 
Unread postPosted: 14/06/2008 02-45 
Quote:
Наружно, или внутрь?

Внутрь водку, наружно молодку
А что, вполне обычные вопросы "а х*ли ты не бухаешь", "а футболом чё не увлекаешься?"


Top
  
 
Unread postPosted: 16/06/2008 15-06 
Белые штаны

Joined: 10/09/2007 07-41
Posts: 86
Location: Донецк
На самом деле, в те места было намного больше экспедиций, чем мы себе представляем. Вот, этой весной закончилась экспедиция Донецкого клуба автостопа "Магистраль" в Игарку, а ее участник Гусар предстал на Весенней Украинской Эльбе -2008 без серьезных признаков обморожения или многочисленных комаринных укусов. Я думаю, что нужно спрашивать о тамошних местах и способах достижения их, а не ЖД-работников.

_________________
С уважением, Паша


Top
 Profile  
 
Unread postPosted: 17/06/2008 03-58 
Сиреневые штаны

Joined: 13/03/2006 07-34
Posts: 235
Location: Санкт-Петербург
Смысла ходить туда зимой не вижу, все интересное скрыто сугробами, через которые еще и идти надо, кстати. Лучше уж летниие комары, гнус и мокрец, чем непролазные сугробы. Бывал в тундре и скажу что с этой летающей гопотой главное спокойствие, ведь от них все равно ни куда не денешься. Мы юзали ДЭТУ, она в целом работает успешно, только нужно учесть что любая мазилка помогает (или не помогает) только в одном - предупреждает укусы, но не избавляет от этого гудящего роя вокруг, в лицо они лезут все равно, но хотя бы не кусают. Накомарник штука хорошая, но смысл в целом тот же что и с мазилкой.


Top
 Profile  
 
Unread postPosted: 26/06/2008 01-38 
Сиреневые штаны

Joined: 16/06/2006 14-50
Posts: 284
Location: Мурманск - Салехард
Ну так что, собираем экспедицию или как? Я согласен отправиться. Сейчас пока в Иркутске, завтра на запад двигаю.

_________________
Разом нас богато, нас не подолати.


Top
 Profile  
 
Unread postPosted: 11/07/2008 13-44 
Сиреневые штаны

Joined: 16/06/2006 14-50
Posts: 284
Location: Мурманск - Салехард
Комрады, а что интересного можно увидеть завтра в Новом Уренгое?

_________________
Разом нас богато, нас не подолати.


Top
 Profile  
 
Display posts from previous:  Sort by  
Post new topic Reply to topic  [ 44 posts ]  Go to page 1, 2, 3  Next

All times are UTC - 5 hours [ DST ]


Who is online

Users browsing this forum: No registered users and 4 guests


You cannot post new topics in this forum
You cannot reply to topics in this forum
You cannot edit your posts in this forum
You cannot delete your posts in this forum

Search for:
Jump to:  
TopList Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group